Новый всплеск насилия в Палестинкой автономии (ПА) предсказывали к концу прошлой недели многие наблюдатели, указывая на раскрытый недавно заговор с целью убийства лидера ПА Махмуда Аббаса и некоторых других высокопоставленных членов возглавляемого им движения ФАТХ. Представители этой организации тут же обвинили в запланированном покушении своих конкурентов из правящего радикального движения ХАМАС. Кроме того, противоречивые сведения поступают о развитии переговорного процесса ведущих политических сил о формировании правительства национального единства.
Очередной раунд консультаций состоялся в минувшие выходные в Дамаске. Как сообщил «НГ» второй человек в ХАМАСе Муса Абу Марзук, была запланирована также встреча на высшем уровне между Аббасом и главой политического крыла радикального движения Халедом Машаалем. И хотя в администрации палестинского лидера эту информацию до последнего опровергали, в субботу Аббас действительно прибыл в Сирию, где, согласно официальной программе, провел переговоры с президентом страны Башаром Асадом, а также с представителями палестинских организаций, базирующихся на сирийской территории.
Визит состоялся на фоне нового резкого обострения отношений между ФАТХом и ХАМАСом, после того как в секторе Газа были обнаружены пять начиненных взрывчаткой туннелей, проложенных под тремя мечетями, домом высокопоставленного фатховца и дорогой, по которой регулярно проезжает кортеж Аббаса. Официальный представитель ФАТХа Абдель Хаким Авад возложил ответственность за возникновение упомянутых туннелей на ХАМАС. Радикальная организация отвергла все обвинения. «Это ложная информация», – пояснил «НГ» Абу Марзук. К концу недели обе стороны старались уже не вспоминать об инциденте, но напряженность в целом сохранялась.
Секретные переговоры между ФАТХом и ХАМАСом начались почти три недели назад. Встречаясь в середине января с госсекретарем США Кондолизой Райс в Рамаллахе, Аббас сообщил ей, что это его последняя попытка сформировать правительство национального единства, и, если она провалится, он обещал назначить дату внеочередных парламентских и президентских выборов в ПА. Напомним, что именно эта идея палестинского лидера вызвала жесткую критику со стороны хамасовцев и в ноябре прошлого года привела к крупномасштабным внутрипалестинским столкновениям, жертвами которых стали свыше 35 человек.
На случай повторения ноябрьских событий Аббасу обещана поддержка как со стороны США, так и со стороны их главного союзника – Израиля. Вашингтон намерен выделить 86 млн. долларов на подготовку и оборудование гвардии палестинского лидера, а израильская сторона откроет палестинскому лидеру доступ к 100 млн. долларам, хранящимся на замороженных год назад счетах, где скапливаются налоговые и таможенные сборы с территории ПА. Израиль перекрыл к ним доступ после того, как в прошлом марте ХАМАС сформировал новое правительство автономии. При такой поддержке Аббас просто не может идти на значительные уступки в отношении радикалов.
Для ХАМАСа, чьи финансы значительно оскудели в результате международной финансовой блокады автономии, любой компромисс может привести к потере спонсоров и окончательному банкротству. А значит, не останется сил и на борьбу за власть с ФАТХом. Считается, что главным источником денег радикальной организации является жестко настроенный против Израиля Иран. В этих обстоятельствах хамасовцам приходится настаивать на своем: даже если Машааль говорит, что существование еврейского государства – «факт», то на следующий день премьер-министр ПА Исмаил Ханийе настаивает на том, что признание Израиля невозможно, и наоборот.
Таким образом, многие наблюдатели указывают на то, что достижению договоренности о формировании правительства национального единства между ФАТХом и ХАМАСом мешают не столько их политико-идеологические разногласия, сколько требования их спонсоров, без которых Палестинская автономия существовать не способна.