Завершившийся 2006 год прошел в Азербайджане под знаком России. Начало положили январский визит президента Путина в Баку и объявление в Азербайджане Года России. Стороны не скупились на публичные заверения в дружбе и стратегическом партнерстве. Доля наигранности во всем этом, несомненно, присутствовала, но восходящее развитие двусторонних отношений подтверждалось фактом интенсивного политического диалога, двукратным ростом взаимного товарооборота, множеством мероприятий культурного характера и пр. Бросалась в глаза нескрываемая взаимная симпатия обоих лидеров – Владимира Путина и Ильхама Алиева. На фоне трудных взаимоотношений и конфронтационной риторики между Москвой и Тбилиси азербайджано-российские отношения оставляли впечатление безоблачных. Некоторые местные и зарубежные аналитики даже стали поговаривать об изменении вектора ориентации Азербайджана с Турции и Запада вновь на Россию.
Но в конце года стало ясно, что Москва не намерена оказывать давление на Ереван, с тем чтобы склонить его к приемлемому для Баку плану урегулирования карабахского конфликта. При этом российское руководство дистанцировалось от прямой поддержки карабахских сепаратистов и внешне конструктивно сотрудничало с другими сопредседателями Минской группы. Однако для достижения прогресса в переговорном процессе этого оказалось явно недостаточно. В свою очередь, Азербайджан дал понять, что не может и не желает присоединяться к действиям России по экономическому и энергетическому «удушению» взявшей слишком резвый пронатовский старт Грузии. В результате стороны обменялись в канун новогодних праздников своеобразными «подарками». Москва установила для Азербайджана максимальную цену на газ в 235 долл. за тысячу кубометров и объявила о трехкратном сокращении своих поставок, снизив заодно в несколько раз объем энергоперетока. Под предлогом легализации статуса трудовых мигрантов замаячила их массовая высылка из России. В ответ на эти действия Азербайджан объявил об отказе покупать по предложенной высокой цене газ и предупредил об отсутствии у ГНКР объемов нефти для транспортировки по трубопроводу Баку–Новороссийск. Кроме того, Совет по телевещанию заявил, что с лета 2007 года прекращается трансляция телеканалов «Россия» и Первого на Азербайджан. А в завершение президент Ильхам Алиев назвал СНГ в интервью радио «Эхо Москвы» бесполезной организацией, заявив, что ГУАМ представляется в Баку более перспективным международным объединением.
Эксперты заговорили чуть ли ни о начале холодной войны между РФ и Азербайджаном. Хотя скорее всего до этого не дойдет. На самом деле происходит не откат в российско-азербайджанских отношениях, а возвращение их в границы, диктуемые объективными интересами наших государств. Безусловно, по своему характеру алиевский и путинский режимы являются однотипными и поэтому притягиваются друг к другу. Для большей части азербайджанской правящей элиты Россия более привлекательна в качестве партнера и союзника, чем демократический Запад. Однако в очередной раз подтверждается известная истина, что личные симпатии лидеров и элит не могут перевесить геополитические реалии и доминирующие общественные настроения. А последние не в пользу тесного союза Азербайджана и России.
Крупные нефтегазовые проекты на Каспийском шельфе Азербайджана стали возможны лишь благодаря политической поддержке западных правительств и инвестициям транснациональных корпораций, а оператором этих проектов выступила «Бритиш Петролеум». Западные капиталы, технологии, трубопроводы и потребительский рынок привязывают Азербайджан к Европе – чем дальше, тем сильней. Удельный вес Евросоюза во внешнеторговом обороте Азербайджана превысил 60%, тогда как доля России не дотягивает и до 15%. Выход Азербайджана на европейские рынки нефти и газа хотя и не может заместить Россию, но в некотором смысле размывает ее прежнее монопольное положение. Примечательно, что Баку в отличие от РФ в конце прошлого года присоединился к Европейской энергетической хартии. Так что призывы Москвы найти общую позицию сторон в энергетической сфере остались без ответа.
Опросы общественного мнения, проведенные в последние годы в Азербайджане, показывают, что Россию здесь считают дружественным государством около 20%, а 8–10% считают ее даже враждебной, в то время как Турция вызывает симпатию почти у 80% респондентов. СНГ в качестве приоритетной интеграционной модели назвали лишь 15% участников опроса, а Евросоюз – втрое больше. Отношение к азербайджанцам в России и того хуже. Так, проводимые в РФ социологические опросы свидетельствуют, что азербайджанцы делят с чеченцами 1–2 места по неприязненному отношению к себе со стороны россиян. Согласно сведениям российских правозащитников среди жертв преступлений на почве этнической неприязни азербайджанцам принадлежит печальное первенство.
Впрочем, драматизировать все эти обстоятельства не стоит. Похоже, что Москва и Баку избавились от неоправданных ожиданий в отношении друг друга. Азербайджан не вернется на военно-политическую и экономическую орбиту России, а у Москвы не так уж много рычагов давления на Баку. Опыт ухудшения отношений 1995–98 годов показал, что Азербайджан в состоянии держать удары. Сейчас же возможности выросли не только у России, но и у Азербайджана. Очевидно, что широко разрекламированный рост взаимного товарооборота (более 1 млрд. долл.) после вычета из него газового компонента сократится вдвое. Что ж, нужно прагматично заняться наращиванием экономических связей по позициям неэнергетического профиля: восстанавливать кооперацию в машиностроении (особенно нефтяном), химии, сельском хозяйстве, туризме, транспортных перевозках. Стороны одинаково заинтересованы в поддержании мира и стабильности в регионе, в противодействии религиозному экстремизму и терроризму. Межличностные и культурные связи по-прежнему миллионами нитей связывают и всегда будут связывать азербайджанцев и россиян. Поэтому правительствам двух государств должно хватить здравого смысла, чтобы не допустить ухудшения отношений и сделать все для укрепления если не союзничества, то добрососедства.