На Южном Кавказе русских почти не осталось.
Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)
Азербайджан
Первое распоряжение о переселении русских раскольников из внутренних губерний царской России в Закавказский край было издано в 1832 году, после чего в Азербайджане появились русские переселенцы из Тамбовской, Саратовской, Воронежской и некоторых других губерний. Вторая волна переселенцев пришлась на конец XIX – начало XX вв. и была связана с нефтяным бумом в Баку, развитием промышленности и ростом городов. Немало русских приехало в Баку в годы Великой Отечественной войны, а также в период развития промышленности в 50-е годы прошлого столетия.
По данным переписи населения 1989 года, русских в Азербайджане было около 400 тысяч. Однако после распада Советского Союза начался исход русскоязычного населения из республики. Уезжали в основном по экономическим причинам – в крупных российских городах уровень жизни был выше, чем в Азербайджане. Но это вовсе не означает, что в отношении русскоязычных в республике велась политика дискриминации. Ее не было даже в периоды натянутых отношений между Москвой и Баку, вызванных войной между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах, в ходе которой Россия оказала большую помощь Еревану. Да и сегодня, по словам руководителя русской общины, депутата парламента Азербайджана Михаила Забелина, русскоязычные чувствуют себя в республике достаточно комфортно. По его словам, в законодательстве Азербайджана нет ни одной статьи, ущемляющей права русского или иных народов, проживающих на его территории.
Армения
Армения была моноэтнической страной даже в советские времена. Карабахская война вызвала массовый исход азербайджанцев – наиболее многочисленной диаспоры. В наступившие сложные времена, связанные с энергетическим кризисом и экономической блокадой, Армению стали покидать и представители других национальностей. Речь, главным образом, идет о греках и русских. Тем не менее сейчас, по словам президента Социологической ассоциации Армении Геворка Погосяна, около 3 процентов от общего населения страны (больше 3 млн.) составляют неармяне. «Сколько среди них русских – точно сказать трудно, думаю несколько тысяч. Живут они в основном в Лори – северной части Армении», – сообщил Погосян «НГ».
Еще недавно русские в основном проживали компактно, селами. Отличить руссконаселенные деревни от других можно было уже по названиям: Привольное, Медовка, Фиолетово, Саратовка, Новосельцево, Красносельск. Сейчас чисто русским осталось, пожалуй, только Фиолетово. Подавляющее большинство ее жителей, предки которых, как, впрочем, жителей других русских деревень, были выселены из России в XIII–XIX веках по религиозным причинам, армянского языка даже не понимают. Уклад жизни позволяет без проблем обходиться родным русским – приезжающие в Фиолетово за сельхозпродуктами (картофель, свекла, морковь, капуста), составляющими главный и, наверное, единственный доход фиолетовцев, армяне вполне владеют русским языком на уровне, необходимом для ведения соответствующих переговоров.
Другие упомянутые поселения не то чтобы опустели, но чисто русскими быть перестали – у выезжавших на историческую родину людей дома выкупали армяне, и в большинстве деревень теперь смешанное население. «Никакого давления на них не оказывалось, просто они сами решили, что в России жить будет легче», – заявил «НГ» Геворк Погосян. По его словам, сейчас в Армении наблюдается явное повышение интереса к русскому языку и культуре, такое, что во многих школах, где в качестве иностранного изучается какой-то другой язык, введены факультативные уроки по этим дисциплинам. «Всего же в Армении функционирует около 20 русских школ, где программа полностью или частично соответствует учебным программам, утвержденным в России», – сообщил «НГ» Погосян. По его мнению, Армения, может быть, единственное государство на постсоветском пространстве, где после развала СССР, вызвавшего повсеместный упадок интереса ко всему русскому, в последнее время наблюдается обратный процесс – увеличивается количество русских школ.
Грузия
В середине декабря в двух тбилисских средних школах впопыхах готовили странный для этого времени года праздник – «Последний звонок». На этот раз он прозвенел вовсе не в честь мальчишек и девчонок из выпускных классов. Две русские школы – 6-я и 9-я, – на их беду, значились на балансе Группы российских войск в Закавказье и подлежали закрытию. Причем прекращали они работать не из-за неких «недружественных происков» грузинских властей, а во исполнение приказа министра обороны РФ Сергея Иванова, по которому все подразделения и объекты Тбилисского гарнизона ГРВЗ подлежали «ускоренному выводу» за пределы Грузии. Вооружение и технику вывезли эшелонами в Россию и в соседнюю Армению, объекты недвижимости с баланса на баланс передали грузинским властям. На российском военном присутствии в Тбилиси поставили точку.
Две русские школы, в которых учились сотни детей российских военных, по сути, стали «побочными жертвами» продолжающегося с октября жесткого кризиса в российско-грузинских отношениях. «Мы специально организовали этот праздник для детей, чтобы как-то сгладить обиду и горечь расставания», – сказал на церемонии закрытия 9-й средней школы ГРВЗ ее директор Орест Песчаненко. Причем, по словам учителей и родителей закрывшихся школ, обида эта прежде всего на действия российской стороны, в результате которых в середине учебного года дети фактически оказались на улице.
Этот локальный «школьный» эпизод стал еще одним свидетельством явной ненормальности нынешних отношений между двумя странами. И проблема тут не только в не устраивающем Грузию российском военном присутствии – оно и так закончится, на этот счет между Тбилиси и Москвой есть четкие договоренности. Дело идет к прекращению и «невоенного» российского присутствия в этой стране. Этнических русских в Грузии с каждым годом становится все меньше. По данным официальной статистики, русских сегодня в Грузии менее 1,5 процента от общей численности почти 5-миллионного населения. То есть около 70 тысяч человек. Это в разы меньше, чем в советские времена, когда русская диаспора в Грузии была одной из самых многочисленных.
Сегодня соотечественники в Грузии явно напуганы происходящим в межгосударственных отношениях – тем, скажем, что уже третий месяц в усеченном формате в Тбилиси работает посольство РФ, что гражданам Грузии независимо от национальности по-прежнему закрыт въезд на территорию России. Впрочем, как сказал «НГ» президент Союза российских соотечественников в Грузии «Отчизна» Валерий Сварчук, в «особых случаях визы все-таки выдаются – скажем, на похороны или при необходимости получения экстренной медицинской помощи в российских клиниках».
«Отчизна», объединившая в своих рядах около 40 тысяч «грузинских» русских и 24 ранее разрозненно действовавшие общественные организации русской диаспоры, действует в Грузии с июня 2004 года и является активным участником российской программы помощи соотечественникам за рубежом. По информации президента «Отчизны», работа эта, пусть и не столь интенсивно, как в более благополучные времена, идет и сейчас.
Характеризуя общую ситуацию в отношении к русским в Грузии, президент «Отчизны» отметил, что каких-то кардинальных перемен к худшему в этом плане не наблюдается: дескать, тем, кто здесь что-то решает, на фоне депортации граждан Грузии из России «хватило ума не обострять проблему». «Обнадеживает и то, что и в России в последнее время антигрузинская волна пошла на убыль», – сказал Валерий Сварчук «НГ». Люди, по его словам, ждут, что все это когда-то кончится и российско-грузинские отношения вернутся в нормальное русло. Правда, признал он, что-то в отношениях к русским внутри Грузии все-таки меняется – прежде всего у молодежи: они уже не все помнят те времена, когда отношения между Россией и Грузией были совсем не такими, как сегодня.
Баку-Тбилиси