Формально с 1 января, а практически уже в ближайшие дни, когда в Брюсселе соберется «отчетный» для финнов саммит ЕС, федеральный канцлер Ангела Меркель возьмет на себя бразды правления в европейском сообществе. Груз предстоящей ответственности заранее побуждает Берлин озаботиться тем, чтобы заключительное в этом году мероприятие ЕС прошло без открытых споров.
Не без этой мысли бундесканцлерин использовала на днях встречу с французским президентом Жаком Шираком и переговоры с польским президентом Лехом Качиньским, прежде всего для того, чтобы приглушить противоречия, раздирающие членов ЕС по вопросу о Турции.
Реалполитик «большой коалиции»
Накануне обретения полугодового «главенства» в ЕС и не менее значимого председательства в G8 Ангела Меркель и ее «большая коалиция», по-видимому, пришли к выводу, что лучше не ставить перед собой невыполнимых задач. По линии ЕС не просматривается ни реанимации конституционного процесса, ни консенсуса в вопросах энергобезопасности, ни согласованного подхода к проблемам отношений с Россией, ни преодоления торгово-экономических разночтений в трансатлантическом пространстве. Не поэтому ли в последние дни в Берлине в связи с немецким председательством в ЕС заговорили о концепции «малых шагов»? Это вписывается в «реалполитик», из которой исходит внешняя политика «большой коалиции».
Два председательства одновременно сулят Ангеле Меркель большие плюсы. Внешнеполитический престиж Меркель вызывает определенную ревность у ее социал-демократических партнеров по правящей коалиции. Одновременное председательство в ЕС и G8 может увеличить влияние бундесканцлерин на внешнюю политику Берлина, которая до сих пор носила в основном почерк МИДа, возглавляемого Франком-Вальтером Штайнмайером. А это – социал-демократ.
Во внешнеполитических взглядах участников правительства Меркель есть расхождения. На днях они проявились, к примеру, по Турции. СДПГ в принципе за ее принятие в ЕС, в то время как ХДС/ХСС против. Штайнмайер не был согласен с «жесткой» линией Меркель в вопросе о переговорах ЕС с Анкарой. Но между партнерами «большой коалиции» есть определенная разница и в расстановке других внешнеполитических акцентов. Особенно когда речь заходит о России. Недавняя речь нового председателя СДПГ Курта Бека была заявкой на сохранение влияния этой партии на главные параметры внешнего курса «большой коалиции». В представленном на днях проекте новой программы СДПГ подчеркнуты ее принципиальные установки, среди которых названо и «стратегическое партнерство с Россией».
Коктейль оптимизма с пессимизмом
Впрочем, год внешнеполитической активности, каким станет 2007 год для Германии, по-своему «выгоден» обоим партнерам «большой коалиции». Ведь саммиты, празднования, задуманные в марте по случаю 50-летия Римского договора, – все это сулит концентрацию значительной части общественного внимания скорее на внешних, чем внутренних делах, где остается много острейших проблем.
Конечно, с одной стороны, «большая коалиция» завершает 2006 год на оптимистической ноте. Налицо оживление конъюнктуры, сулящее 2,4% экономического роста. А главное, массовая безработица впервые за годы опустилась чуть ниже уровня 4 миллионов. Ожидаемый 40-миллиардный рост сбора налогов может существенно помочь уменьшению «бюджетной недостаточности» и инвестициям. Однако уверенности в том, что страна вышла на столбовую дорогу обновления и роста, пока нет. Сокращение безработицы во многом объясняется мягкой зимой, когда можно продолжать, например, строительные работы. А предрождественская торговля бьет рекорды отчасти потому, что люди спешат приобрести вещи до вступления 1 января в силу 3% увеличения НДС, которое сделает жизнь и товары дороже.
Для населения факторы тревоги и недовольства этим не ограничиваются. На днях правительство одобрило законопроект, предусматривающий увеличение пенсионного возраста с 65 в настоящее время до 67 лет. Серьезное беспокойство вызывает реформа здравоохранения, которая ограничит даже выдачу бесплатных лекарств.
Федеральное статистическое ведомство опубликовало данные, согласно которым 10,7 млн. бундесбюргеров, или 13% населения, живут ниже или на грани прожиточного минимума по немецким меркам. Получение профессионального образования и работы остается острой проблемой для молодежи. А правящие круги уже не могут закрывать глаза на тот феномен, что проводимые реформы не только не пользуются популярностью, но и приводят, согласно опросам, уже 66% немцев к выводу, что они живут в социально несправедливом обществе, а 51% – к сомнениям в достоинствах демократии.
Риск утраты лица
Теоретически, обладая мощной парламентской базой двух крупнейших партий страны, «большая коалиция» может спокойно править до следующих выборов еще три года. Более того: у нее практически нет иного варианта, поскольку при нынешних рейтингах ХДС/ХСС и СДПГ, колеблющихся вокруг всего 30%, досрочные выборы не дают никому надежд на блистательную победу. Оба лагеря рассчитывают на то, что фортуна все-таки улыбнется их реформам и каждый из них сможет представить себя избирателям в качестве главного автора успеха.
Пока же «большая коалиция» грозит обернуться для ее участников потерей своего четкого лица. В такой коалиции, построенной на компромиссах, неизбежно стираются существенные грани. Социал-демократам приходится соглашаться с требованиями христианско-демократических партнеров, что вызывает недовольство в низах. А руководству ХДС/ХСС приходится выслушивать упреки своих фундаменталистов в том, что оно принимает социал-демократические установки, отчего его политика становится «левой».
Так или иначе обе партии испытывают большой урон своему авторитету. Они теряют не только симпатии избирателей, но массу членов. Последнее явление хотя и не совсем новое, но обретает признаки катастрофы. С 1990 года СДПГ утратила почти 40% своей численности. На 1 октября с.г. она составляла 568 тыс. В свою очередь, у ХДС число членов за тот же период сократилось на 25%, составляя сейчас 561 тыс. «Большая коалиция» ускоряет это процесс, поскольку за год ее существования обе партии потеряли 40 тыс. членов. И обе они для исправления положения вынуждены подчеркнуто обращаться к проблемам социальной справедливости, слишком очевидно страдающей в процессе несбалансированных реформ.
В канун Нового года и предстоящего в январе во многих важных отраслях перезаключения тарифных договоров «обе составляющие» правящей коалиции наперегонки выступают за повышение зарплаты рабочим и служащим. Активно обсуждаются также идеи того или иного «участия» зарплат в доходах предприятия. Реально с этим едва ли что получится. Но звон «колокола справедливости», распространяющийся на все слои общества, предупреждения о внимании к обездоленным примечательны для внутриполитической ситуации ФРГ конца 2006 года.