В интервью «НГ» ведущий британский эксперт по расширению Европейского союза доктор Дэвид Финнемор анализирует готовность Румынии и Болгарии к вступлению в ЕС, и те проблемы, с которыми столкнутся эти страны и сам ЕС в 2007 г., а также дает оценку перспективам Турции стать частью единой Европы.
– В следующем году Болгария и Румыния вступают в Евросоюз. С какими трудностями столкнутся страны-новички в единой Европе?
– Им придется продолжить адаптировать свое законодательство для приведения его в соответствие с законами и нормами ЕС. Кроме того, в Болгарии и Румынии усилится экономическая конкуренция, хотя иногда масштабы этой будущей конкуренции, на мой взгляд, преувеличиваются.
– Экономики Болгарии и Румынии готовы к новым вызовам?
– Ни одну экономику нельзя считать абсолютно идеальной и способной ответить на все вызовы. Следует помнить, что уже в течение продолжительного времени эти страны и государства, входящие в Евросоюз, ведут свободную торговлю. И вряд ли Болгарию и Румынию ожидают серьезные экономические потрясения.
– Наблюдатели отмечают, что после вступления в ЕС Болгарию и Румынию ждет рост инфляции. Насколько серьезным бременем это станет для населения упомянутых стран?
– Безусловно, определенный рост инфляции неизбежен. Но опять-таки здесь наблюдатели склонны преувеличивать последствия присоединения к ЕС. Скорее всего цены сильно не вырастут.
– Если сравнивать нынешнее расширение ЕС с предыдущим – в 2004 году, новички лучше подготовились к присоединению?
– Болгария и Румыния подготовились несколько лучше. Ведь к ним предъявлялись более жесткие требования, чем к странам, вступавшим в ЕС в 2004 года. Объяснение простое: Евросоюз извлек уроки из расширения двухлетней давности. Однако отмечу, что у экспертов остается озабоченность относительно готовности Румынии и Болгарии в некоторых сферах, прежде всего – административных возможностей стран следовать законам и нормам ЕС. Поэтому в ЕС и звучат призывы бдительно следить за Бухарестом и Софией после их вступления.
– Как известно, Конституция ЕС должна была модернизировать механизм принятия решений внутри союза, в котором сейчас 25 стран, и решения принимаются путем достижения консенсуса. Теперь, когда принятие Конституции застопорилось, новое расширение усложнит процесс принятия решений в Евросоюзе? ЕС станет более медлительным игроком?
– Теоретически такие опасения небезосновательны. Но опыт прошлых расширений показал: несмотря на ожидания, что расширение замедлит процесс интеграции и усложнит процесс принятия решений, ЕС продолжает действовать, принимать решения, углублять интеграцию. А опасения замедления процессов провоцируют необходимость провести реформу. В результате мы слышим, как Германия, к которой председательство в ЕС перейдет с января 2007 года, выдвигает идею «оживления Конституции» или, по крайней мере, намеревается подтолкнуть институциональную реформу. Все это позволяет утверждать, что ЕС способен справиться с расширением.
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы Турции присоединиться к Евросоюзу?
– В какой-то момент в будущем Турция, вероятно, будет готова к вступлению. Те, кто внимательно следит за проблемой, знают, что никто не ожидает такой готовности от Анкары в ближайшие 10–15 лет. А это – большой срок, в течение которого могут произойти значительные изменения, подготавливающие Турцию к вступлению. Нельзя исключать также, что страна будет в предстоящие 15 лет осуществлять реформы, но и после этого окажется так же далека от присоединения к ЕС, как сегодня. Спекулировать на эту тему пока рано.