На днях в Федеральном Законодательном собрании РФ происходило одновременно (день в день, час в час) сразу два миграционных мероприятия.
Госдума на Охотном Ряду проводила круглый стол о влиянии миграции на криминогенную обстановку в стране, а Совет Федерации на Верхней Дмитровке обсуждал новую программу содействия добровольному переселению соотечественников. Интересный, конечно, парадокс: в то время как верхняя палата обдумывает эффективные способы привлечения мигрантов на бескрайние, стремительно обезлюдевающие просторы нашей Родины, другая – нижняя палата фактически объявляет войну мигрантам.
Депутат Владимир Жириновский, сам, как известно, мигрант из Казахстана, буквально кричал: «Всех нелегалов в лагеря! У нас нет потребности в иностранной рабочей силе!.. Прекратить железнодорожное сообщение со странами, посылающими к нам нелегалов... Это нормальный процесс – эксплуатация дешевого труда мигрантов...» Но не только Жириновский кипел ненавистью, ряд других депутатов тоже видят во всех мигрантах потенциальных преступников, источник всех зол и болезней. Причем почему-то выступавшим и в голову не приходило, что как раз наркоторговцы и прочий криминал нелегалами не являются, приезжают хорошо упакованными купленными регистрациями и паспортами.
Высказывались, конечно, и противоположные мнения. О том, что мигранты жизненно необходимы России. И ведь преступления, совершаемые мигрантами, это всего лишь 3% от числа преступлений самих россиян. Оказывается, мигранты вносят весомый – 7–9% вклад в ВВП.
Серьезную отповедь клевете на мигрантов мог бы дать директор ФМС России Константин Ромодановский, но он был вынужден, прочитав свой доклад, уйти в Совет Федерации, где без него тоже не могли обойтись. Правда, Ромодановский успел произнести в Думе ключевой тезис: «Легальная и нелегальная миграция – это сообщающиеся сосуды...» Но депутаты будто не заметили этих слов. Пропустили они мимо ушей и предложение правозащитников о срочной необходимости иммиграционной амнистии для тех наших соотечественников, которые давно проживают в России и ни в каких антиобщественных действиях не замечены. (Иммиграционные амнистии, то есть легализацию нелегальных мигрантов быстрым упрощенным способом, регулярно проводят все западные страны.)
В совсем другом тоне шли парламентские слушания в Совете Федерации. Обсуждаемая программа добровольного переселения была утверждена указом президента 22 июня 2006 г. Она рассчитана на три года. Предусматривает содействие переселению 300 семей соотечественников в 12 «пилотных» регионов (Приморский, Хабаровский и Красноярский края, а также Амурская, Иркутская, Новосибирская, Тюменская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Тверская и Калининградская области). Регионы делятся на три категории: «а», «б» и «в» с разными условиями. Несмотря на то что на программу выделяются немалые средства – 17 млрд. рублей, особых благ переселенцам она не сулит. Единственная безусловная льгота – быстрое, без бюрократических заморочек получение гражданства. Оплачиваться будет переезд, перевоз багажа, первые шесть месяцев жизни (не всюду). А зарплата в большинстве регионов не намного превышает прожиточный уровень. А жилья почти никто не обещает. Гарантируют общежития, гостиницы, а квартиры, если хотите, стройте себе сами.
Сенаторы высказывали сомнения: самая главная забота – обеспечение жильем возложена на регионы, а в регионах нет на это никаких средств, зато есть огромные списки своих очередников. И не станет ли эта программа яблоком раздора между приезжими и местными? Не вызовет ли обид со стороны наших соседей по СНГ, ведь Россия, получается, хочет переманить у них лучших специалистов.
Однако самая главная преграда, которая может привести к нулю программу переселения, это – возрастающая в России мигрантофобия. Она ярко проявилась даже в стенах самой Думы. Да, кто же спорит, обилие нелегалов в стране – ситуация нетерпимая. По оценкам ФМС, у нас их более 10 млн. Правда, эксперты считают, что 5 млн. И в основном это наши соотечественники, приехавшие легально, по безвизовому режиму, причем 1,5 млн. из них переселились на ПМЖ, давно интегрировались, годами обивают пороги паспортных столов, но не могут легализоваться из-за противоречивого взяткоемкого нашего законодательства и издевательств чиновников. Известно же, что держать в нелегалах, фактически в рабстве, приехавших трудиться и нормально жить выгодно, увы, многим.
Либеральные новшества, внесенные в миграционное законодательство, облегчат легализацию соотечественников, которые приедут к нам после 15 января. Однако миллионы давно приехавших под новый закон не попадают. И потому я не устану повторять то, что говорю уже четыре года подряд и о чем говорила в своем выступлении в Думе: срочно необходима иммиграционная амнистия! Без нее и программа добровольного переселения окажется просто обманом.