Новая стратегия России по отношению к Таджикистану состоит из двух частей. Первая заключается в экономическом укреплении позиций в регионе. В этом году российский бизнес активно стал проникать в экономику страны. Вторая часть опирается на поддержание здесь военно-политического баланса с США, конечной целью которого является политическая стабильность в Центральной Азии.
Российское военное присутствие в Таджикистане стало уже традиционным. У этой центральноазиатской республики мощные военные структуры в системе безопасности ОДКБ. А с учетом того, что в позапрошлом году Таджикистан передал России в счет погашения долга оптико-электронный узел контроля над космическим пространством «Окно», военное присутствие в регионе стало для РФ более значимым.
Президенты России и Таджикистана Владимир Путин и Эмомали Рахмонов 25 мая на традиционной встрече в Сочи согласовали сотрудничество в пограничной сфере и программу помощи Душанбе в становлении погранслужбы.
Что касается экономики, то Россия начала работать в энергетическом секторе Таджикистана. РАО «ЕЭС» ведет строительство гидроэлектростанции «Сангтуда-1», вложив в проект 300 млн. долл. Другой не менее выгодный проект получила российская компания РУСАЛ. Теперь она строит Рогунскую ГЭС, реконструирует Таджикский алюминиевый завод и ведет строительство нового алюминиевого завода мощностью 200 тыс. тонн в год. «Реализация соглашений, подписанных в прошлом году, идет очень успешно. У нас нет проблем и разногласий», – заявил президент Эмомали Рахмонов. По его словам, в прошлом году товарооборот между двумя странами составил 400 млн. долл, за восемь месяцев нынешнего года – уже 300 млн. долл.
Кроме того, обе страны активно сотрудничают в области трудовых мигрантов. За последний год подписано около 170 соглашений. В том числе Россия ратифицировала соглашение о защите таджикских мигрантов. По официальным данным таджикских банков , миграны из России на родину перечисляют более 500 млн. долл. Столько же получает от них и российский бюджет.
В нынешнем году президенты Эмомали Рахмонов и Владимир Путин встречались достаточно часто. И всякий раз таджикский президент подтверждал достигнутые в ходе визита Путина в Душанбе выполняются.