Россия и Казахстан шагают в ногу.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Минувший год не привнес в казахстанско-российские отношения сюрпризов. Частота визитов президента Казахстана в Россию подтверждает то, что российский вектор во внешней политике Астаны стал более отчетливо выделяться на фоне постоянно декларируемой многовекторности страны. И это вполне объективный процесс поиска партнера для реализации совместных экономических и политических проектов. Самым свежим примером совместного выступления дуэта Россия – Казахстан являлось рассмотрение в Брюсселе 4 декабря заявки Казахстана на получение поста председателя ОБСЕ в 2009 году. Наиболее активную поддержку этой инициативе продемонстрировала Россия. И это объяснимо: сам факт присутствия Казахстана на посту председателя уже будет означать победу теории «суверенной демократии», которая идеологически была оформлена в России и, без всякого сомнения, найдет поддержку в других странах СНГ.
На фоне конфронтации Москвы с Тбилиси, Киевом и Кишиневом регулярные встречи Путина и Назарбаева работали на имидж РФ, которая тем самым демонстрировала своим противникам в СНГ, что у них есть весомая альтернатива. Тем более что Казахстан – единственное из постсоветских государств, которое пока не предъявляет никаких требований и ничего не просит у России. Проблему совместной границы Россия и Казахстан более или менее решили. В районе Каспия также больше схожих позиций, чем разногласий. Процесс вступления в ВТО вроде бы договорились согласовывать. Антироссийские настроения, как это наблюдается в Грузии или в Прибалтике, в Казахстане практически отсутствуют. Претензии к «северным территориям» Казахстана со стороны некоторых национал-патриотических сил России Кремлем не поддерживаются, как, впрочем, и иногда всплывающие разговоры об ущемлении прав русских в республике. К тому же существенным отличием Казахстана от стран Центральной Азии является то, что в Россию начали идти казахстанские капиталы, а не неквалифицированные трудовые ресурсы. Примечательно, что казахстанские и российские аналитики все больше стали находить схожих моментов не только в экономическом развитии двух стран, где есть общие для всех сырьевых государств проблемы, но и в модели политического развития, что тяжело было представить еще в середине 90-х годов. Все это говорит о том, что, несмотря на наличие большого количества региональных организаций в СНГ, на первое место все-таки выходят двусторонние отношения Москвы и Астаны. Казахстан нуждается в российском транзите казахстанской нефти и газа, а Россия – в надежном союзнике по СНГ на фоне постоянных трений и конфликтов с другими постсоветскими государствами. И в этом случае для Казахстана тандем с Россией – хорошая основа для адаптации к быстроизменяющейся международной обстановке.
При этом было бы наивно полагать, что два государства за постоянными декларациями о партнерстве забывают о своих экономических интересах. Например, сочинская встреча Путина и Назарбаева показала, что кооперация двух государств стала более конкретной и в основном касается именно экономического взаимодействия. Это хорошо видно по подписанным документам и заключенным соглашениям, среди которых можно выделить договоренность об экспорте казахстанского газа в Россию по рыночным ценам. Ожидается, что «Газпром» будет вынужден повысить закупочные цены на казахстанский газ с 47–50 долл. до 138–140 долл. за тысячу кубометров. В прошлом году в Казахстане было добыто свыше 14 млрд. кубометров голубого топлива, из которых около 8 млрд. было экспортировано в Россию. Таким образом, общее увеличение оплаты может составить 700 млн. долл. в год.
Казахстан был приглашен Россией для участия в саммите «большой восьмерки», который прошел в Санкт-Петербурге в начале лета 2006 года. Это была демонстрация тесных партнерских отношений России и Казахстана, о которых, по мнению Москвы, должны знать остальные участники G8. Интересно, что официально Нурсултан Назарбаев был приглашен на форум в качестве председателя СНГ, но это не удивляет – Астана всегда была сторонницей и инициатором разных интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Хотя этот статус вряд ли можно считать почетным, учитывая малопривлекательность СНГ даже для самих его участников. Прошедший в конце года юбилейный саммит Содружества это в очередной раз подтвердил.