Станет ли космическое пространство новой сферой размещения оружия, вооруженного противостояния и потенциальным театром военных действий? Именно такую перспективу использования космоса видят военные стратеги некоторых стран, считая, что космическое оружие позволяло бы осуществлять «хирургические военные операции» в любой части земного шара.
Размещение оружия в космосе может иметь крайне негативные последствия для международной безопасности и стратегической стабильности в силу возможности его внезапного применения и избирательного действия по наземным, морским, воздушным и космическим целям. В отличие от ядерного оружия, играющего на протяжении многих десятилетий сдерживающую роль, ударные космические средства могут реально использоваться для достижения конкретных военных целей. Постоянное ощущение «дамоклова меча» будет вызывать у государств неуверенность в собственной безопасности, побуждать искать соответствующие меры противодействия. А это – прямой путь к возможному зарождению нового витка гонки вооружений, но теперь уже с охватом новой сферы – космического пространства. Именно на эту опасность обратил особое внимание президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию (май 2006 года). Перспектива космической конфронтации обусловливает объективную необходимость коллективного поиска путей противодействия размещению в космосе оружия. Приоритетной задачей считаем начало широких дискуссий по этой проблеме. Их итогом мог бы стать выход на подготовку международной юридически обязывающей договоренности, запрещающей размещение в космическом пространстве оружия любого вида.
Это весьма непростая задача, учитывая негативное отношение к этому США. Разумеется, мы обратили внимание на положение только что утвержденной президентом Джорджем Бушем национальной космической доктрины, провозглашающей, что никакие предлагаемые договоренности в области контроля над вооружениями не должны ослаблять или ограничивать возможности Соединенных Штатов проводить исследования, разработки, испытания, осуществлять операции или другую деятельность в космосе в интересах национальной безопасности.
Тем не менее считаем важным шагом, призванным сохранить космос мирным, создание атмосферы открытости и доверия в космической деятельности. Это, на наш взгляд, могло бы предусматривать систематизированный двусторонний и многосторонний обмен информацией об основных направлениях политики государств в области космической деятельности, по основным программам исследования и использования космического пространства; ознакомительные мероприятия – визиты специалистов, в том числе на космодромы, в центры управления полетом; предоставление уведомлений – о планируемых запусках космических аппаратов, их маневрах, возвращении на Землю; проведение консультаций, в том числе в связи с неясными ситуациями и другими вопросами, вызывающими озабоченность; тематические семинары с участием ученых, дипломатов, военных и технических специалистов. Это далеко не исчерпывающий перечень возможных мер.
Сама идея мер транспарентности и укрепления доверия в космосе не нова. Еще в декабре 1990 года Генассамблеей ООН была принята специальная резолюция по мерам укрепления доверия в космическом пространстве. В ней, в частности, предлагалось провести с помощью правительственных экспертов исследование конкретных вопросов, связанных с применением различных мер укрепления доверия в космическом пространстве, и представить Генассамблее доклад по этому вопросу. Такое исследование было проведено и соответствующие рекомендации представлены на рассмотрение международного сообщества. Учитывая, что со времени этого исследования прошло уже без малого полтора десятилетия, произошли серьезные изменения в мире, изменились представления о путях и способах предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, выдвинуты новые инициативы в этой области, мы вышли с предложением обновить и развить концепцию мер укрепления доверия в космической области.
Для практической реализации российской идеи в 2005 году мы выдвинули на рассмотрение Генассамблеи ООН проект резолюции «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности» (МТДК). Получение широкой поддержки этого документа потребовало интенсивной работы с зарубежными партнерами, целенаправленной деятельности наших представительств при Конференции по разоружению в Женеве, а также при ООН в Нью-Йорке. Понимая значимость космической проблематики в современных условиях, мы стремились обеспечить успешный старт своей инициативы.
Далеко не все страны были готовы поддержать новое начинание, рассчитанное на несколько лет. Несмотря на то что оно само по себе не предполагает каких-либо запретительных мер в отношении использования космического пространства в военных целях, а, напротив, ориентировано на обеспечение предсказуемости ситуации в космосе, против этого начинания выступили США, высказавшие опасения, что российская инициатива приведет к ограничению свободы их действий, негативно повлияет на планы развертывания системы глобальной противоракетной обороны. Несмотря на это, наша инициатива нашла мощную поддержку подавляющего большинства государств.
На проходящей в настоящее время в Нью-Йорке 61-й сессии Генассамблеи ООН Россия внесла новый проект резолюции о МТДК, предусматривающий выработку конкретных предложений по таким мерам с последующим их обобщением и подготовкой специального доклада генерального секретаря ООН. В рамках Первого комитета Генассамблеи (вопросы безопасности и разоружения) этот проект вновь получил подавляющее большинство голосов при негативном голосовании США (Израиль «воздержался»).
В этом году соавторами проекта российской резолюции о МТДК выступили 29 государств. Работа над МТДК, поддержанная международным сообществом, будет продолжаться. Намерены и дальше предпринимать усилия для того, чтобы события не пошли по пути конфронтации в космосе, а развивались в русле транспарентности, укрепления доверия и содействия эффективному использованию космического пространства для целей устойчивого социально-экономического развития.