Саммит СНГ, который сегодня пройдет в Минске, может дать ответы на вопросы, связанные с перспективой Содружества. Главный из них: кто на самом деле заинтересован (если заинтересован) в том, чтобы СНГ сохранилось, – Россия или другие страны постсоветского пространства. Эксперты и политики, пророчащие этой межгосударственной структуре скорую кончину на протяжении последних пяти лет, надеются уже завтра определить точную дату возможного исхода, а также выяснить, какая региональная организация станет преемницей СНГ. После того как накануне юбилейного мероприятия заместитель исполнительного секретаря СНГ Владимир Гаркун сообщил журналистам, что три президента стран Содружества не подтвердили свой приезд в Минск, появились первые предположения относительно такой кандидатуры: если на саммит не приедут лидеры Грузии и Украины, значит, основным межгосударственным объединением на постсоветском пространстве станет ЕврАзЭС. Если все-таки председательствующему в Содружестве Александру Лукашенко удастся собрать всех или почти всех (Туркменбаши традиционно отсутствует на эсэнговских мероприятиях) президентов стран – членов СНГ, то эта структура еще немного хоть и формально, но продержится.
О возможном расколе СНГ именно на саммите в Минске эксперты заговорили после ряда заявлений, сделанных грузинскими руководителями. Спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе, находясь в Санкт-Петербурге на заседании парламентской ассамблеи СНГ, категорично заметила, что у Грузии нет оснований для дальнейшего пребывания в Содружестве. Правда, при этом она оговорилась: окончательное решение относительно дальнейшего пребывания Грузии в составе СНГ может быть принято по итогам участия президента Михаила Саакашвили в саммите Содружества в Минске. Однако через несколько дней, выступая в грузинском парламенте, Бурджанадзе высказала сомнение в том, что эта встреча (если она состоится) сможет что-то изменить в отношениях Грузии с СНГ. «Хотя правительство Грузии делает все возможное, чтобы задействовать даже те незначительные механизмы, которые могут оправдать наше присутствие в этой организации, я еще раз убедилась, что практически не остается никаких мотивов, по которым мы должны оставаться в СНГ», – заявила Бурджанадзе.
А затем последовали заявления грузинских официальных лиц по поводу возможной блокады Тбилиси принятия РФ в ВТО. Грузинская сторона пообещала, что не отзовет подписанное ранее с Россией соглашение по этому вопросу только в случае «легализации незаконно действующих КПП на границе с Абхазией и Южной Осетией». Тбилиси настаивает на допуске на эти пропускные пункты пограничников и таможенников Грузии.
Учитывая, что угрозы Тбилиси по поводу ВТО прозвучали накануне саммита СНГ, можно предположить, что грузинские лидеры решили сыграть на объединительной идее РФ на постсоветской территории. Поддерживающим фоном для начатого Тбилиси, по определению того же Шохина, шантажа Москвы, стало решение Сената США поддержать вступление Грузии в НАТО уже в ближайшее время. Декларацию об этом можно расценить как фактическое предложение Грузии к вступлению в альянс. Юридически оно может быть оформлено на очередном саммите НАТО.
Намерение протянуть руку помощи, если потребуется, американские сенаторы продемонстрировали и Украине. Чтобы начать подготовку к вступлению этой страны в НАТО, Киеву потребуется только сообщить о своей готовности. На прошлой неделе украинский президент Виктор Ющенко в телефонном разговоре с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хоопом Схеффером отметил, что сейчас в стране идет диалог между ведущими политическими силами о сроке этой готовности.
В то же время фракция пропрезидентского блока «Наша Украина» зарегистрировала в парламенте проект закона, который запрещает размещение на Украине иностранных военных баз. В документе отмечается, в частности, что временное пребывание на территории Украины военных формирований Черноморского флота РФ будет прекращено в соответствии с требованиями Конституции Украины. А в конце минувшей недели в Москву прибыл министр топливного хозяйства Украины. Совпадение всех этих заявлений и визитов по времени вряд ли можно считать случайным. Тем более что Виктор Ющенко на днях в очередной раз поставил под вопрос газовые соглашения с РФ. Можно предположить, что Киев, так же как и Тбилиси, пытается использовать кризис в СНГ для решения собственных проблем в отношениях с РФ.
Еще одной страной, которая будет присутствовать на саммите в Минске только для того, чтобы подлечить собственную экономику, является Молдавия. На днях молдавский премьер-министр Василий Тарлев открыто заявил, что Кишинев может не поддержать вступление РФ в ВТО и, чтобы этого не произошло, Москва должна снять запрет на поставку на российскую территорию молдавских вин и коньяков. В отличие от Грузии Молдавия выставила РФ не политический, а экономический счет. Хотя декорация, на фоне которой происходит попытка Кишинева поторговаться с Москвой (кстати, на кону здесь также стоит дальнейшее присутствие страны в СНГ), та же, что в Киеве и Тбилиси.
Республика Молдова должна сделать все возможное, чтобы вступить в НАТО по примеру Грузии. С таким заявлением выступила молдавская газета Flux, принадлежащая вице-спикеру парламента, лидеру Христианско-демократической народной партии и ближайшему политическому союзнику президента Молдавии Владимира Воронина Юрию Рошке. Следует отметить, что в этом году Республика Молдова подписала с НАТО Индивидуальный план партнерства, который предполагает перевод Национальной армии на стандарты альянса. После чего председатель молдавского парламента Мариан Лупу заявил, что его страна (по Конституции, нейтральное государство) твердо намерена стать «составляющей частью пространства НАТО».
Претензии к Москве перед встречей в Минске озвучил и президент Белоруссии Александр Лукашенко, в основном они касались повышения цен на газ для страны-союзника. В четверг Лукашенко предложил Украине объединить усилия по созданию системы энергетической безопасности. «Стоит только договориться Беларуси и Украине, как совершенно изменится конфигурация в этом регионе экономических и политических отношений», – многозначительно заметил белорусский лидер на встрече с украинскими журналистами в Минске. Это, по его мнению, «крайне выгодно белорусам, а еще выгоднее украинцам, и возможности для этого есть». Однако перечислить эти возможности Лукашенко отказался – «чтобы не будоражить». Кого именно не хотел тревожить раньше времени президент Белоруссии, догадаться нетрудно.