0
1570
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.11.2006 00:00:00

Момент истины на Корейском полуострове

Александр Жебин

Об авторе: Александр Захарович Жебин - руководитель Центра корейских исследований ИДВ РАН.

Тэги: корея, кндр, сша, переговоры


После продолжавшихся в течение семи часов консультаций представителей КНДР, США и КНР 31 октября в Пекине принято решение о возобновлении шестисторонних переговоров по ядерной проблеме на Корейском полуострове. Представитель МИД КНДР заявил, что Пхеньян решил вернуться на переговоры исходя из того, что в их рамках будет «обсужден и разрешен вопрос об отмене американских финансовых санкций» против КНДР, из-за которых северокорейцы около года бойкотировали этот форум.

Похоже, нас может ожидать своего рода «момент истины», который покажет, кто на самом деле готов искать решения проблемы на основе принципов, зафиксированных в совместном заявлении 19 сентября 2005 года. Чтобы понять, каковы шансы на успех, стоит еще раз проанализировать позиции их участников – КНДР и США – и решить, в чем состоят в этой ситуации российские интересы.

КНДР «выправила баланс»

Самая главная перемена произошла в статусе КНДР – теперь это де-факто ракетно-ядерная держава. Все минувшие годы США разговаривали с КНДР с позиции силы и пытались навязать ей свои условия. Чтобы вынудить США считаться с интересами КНДР, надо выправить баланс, сочли в Пхеньяне. Отсюда – залповые ракетные пуски минувшим летом и недавнее ядерное испытание.

Кстати, так считают многие и в Южной Корее. Согласно опросу, проведенному телерадиокорпораций Кей-би-эс, 43% южнокорейцев называют США виноватыми в том, что КНДР пошла на ядерные испытания, и лишь только 37% – саму КНДР. Такой же точки зрения придерживается бывший президент РК, лауреат Нобелевской премии мира за 2000 год Ким Дэ Чжун.

В современной истории были случаи отказа государств от имеющегося ядерного потенциала (ЮАР, Украина, Казахстан). В случае с КНДР такой вариант может быть реализован с учетом характера существующего в этой стране режима и восприятия им внешних угроз только при нормализации отношений с США, что подразумевает и отмену разного рода санкций. Администрация Джорджа Буша в силу своих идеологических взглядов и политических обязательств внутреннего порядка в течение двух остающихся у нее лет вряд ли способна пойти на такой шаг. А без этого северокорейцам нет никакого резона отказываться от главного козыря, способного, по их мнению, удержать США от попытки сменить режим в Пхеньяне и заставить их считаться с интересами КНДР.

Согласие Пхеньяна вернуться на переговоры в условиях сохраняющихся санкций Вашингтона подтверждает, что в основе политики северокорейского руководства по-прежнему остается курс на нормализацию отношений с США. В Пхеньяне понимают, что без этого не устранить угрозу режиму извне и не получить устойчивый доступ к западным инвестициям и помощи. А такой доступ невозможен без отмены американских экономических санкций, исключения КНДР из списка стран – спонсоров международного терроризма. Только тогда будут созданы достаточно благоприятные внешние условия для модернизации северокорейской экономики, без чего властям будет все более трудно поддерживать политическую и социальную стабильность в стране.

США в ожидании капитуляции

Шесть лет корейской политики администрации Буша – это шесть лет сначала игнорирования, а затем травли неугодного режима в Пхеньяне. Если эта политика ставила целью не допустить появления в КНДР ядерного оружия и сменить режим в этой стране, то и в том, и другом случае она потерпела крах.

Между тем даже британцы – жители страны, которая в последние десятилетия практически во всем солидаризировалась с США, – считают Буша большей угрозой миру, чем лидеров причисленных им к «оси зла» Ирана и Северной Кореи. Таковы результаты недавнего мониторинга общественного мнения, проведенного по заказу английской газеты «Гардиан». Такого же мнения придерживаются в Канаде и Мексике.

В РК, согласно последним опросам, около двух третей их участников выступают против применения Вашингтоном военной силы против КНДР. Почти половина молодежи, которая впервые получит право голосовать на президентских выборах в РК в декабре 2007 года, считает, что в случае нападения США на КНДР Сеул должен поддержать Пхеньян, а не Вашингтон.

Учитывая эти настроения общественности, президент РК Но Му Хен в своем обращении к Национальному собранию в минувший понедельник заявил, что его страна, несмотря на ядерное испытание в КНДР, намерена продолжать реализацию двух основных проектов экономического и гуманитарного сотрудничества с КНДР – развития Кэсонской промышленной зоны и туризма в горы Кымган. «Ни при каких обстоятельствах мы не можем оборвать каналы диалога с Севером», – подчеркнул он.

Действия США после принятия двух резолюций СБ ООН (по северокорейским ракетным пускам и ядерному испытанию) свидетельствуют о том, что у администрации Буша отсутствует конструктивная программа решения этих проблем. Октябрьская поездка госсекретаря Кондолизы Райс в Токио, Сеул, Пекин и Москву, приезд к нам замминистра финансов США Стюарта Леви свелись практически к одному – призывам добиться «коллективной изоляции» КНДР и оказывать все возрастающее давление на эту страну. Никаких конкретных предложений, учитывающих озабоченности КНДР, американцы не привезли.

После достижения договоренности о возобновлении шестисторонки США срочно направили в Токио, Сеул и Пекин высокопоставленных эмиссаров с целью убедить их сохранять санкции против КНДР и в ходе переговоров, а также добиваться реализации фактически первоначальной, самой жесткой американской позиции, заключающейся в «полном, проверяемом и необратимом демонтаже» всех ядерных программ КНДР. Возобновление переговоров рассматривается в Вашингтоне не более как проведение церемонии подписания Пхеньяном акта о безоговорочной капитуляции.

Так что пока нет никаких признаков того, что администрация Буша намерена вести серьезный диалог с Пхеньяном. Напротив, последние сообщения о планировании Пентагоном ударов с воздуха по объектам ядерной инфраструктуры КНДР и даже десантировании подразделений командос для этих целей говорят о том, что американцы преднамеренно провоцируют руководство КНДР на эскалацию кризиса.

В целом действия администрации Буша в ходе нынешнего ядерного кризиса подтверждают, что политика США является главным внешним фактором, дестабилизирующим обстановку на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии в целом.

Интересы Москвы

России не нужно появление новой ракетно-ядерной державы на ее границах, будь то КНДР или какая-либо другая страна. Москва неоднократно и достаточно четко давала понять, что она хотела бы видеть Корейский полуостров свободным от оружия массового поражения.

В Пхеньяне пока избегают публично комментировать позицию России относительно ядерных и ракетных проблем в Корее. Однако по реакции КНДР на ряд акций США и их союзников, к которым присоединилась Россия, можно предположить, что позиции Москвы и Пхеньяна далеко не всегда совпадают.

Фактом остается то, что при наличии некоторых тактических компромиссов с США базовые элементы подхода России к решению проблем безопасности в Корее не претерпели принципиальных изменений. Через несколько дней после ракетных пусков КНДР президент Владимир Путин, призвав к «восстановлению переговорного процесса», указал, что «должна быть создана атмосфера для достижения взаимоприемлемых компромиссов», тем самым намекнув на необходимость уступок не только со стороны КНДР. В конце октября Путин вновь призвал «не загонять ситуацию в тупик» и учесть интересы КНДР, связанные с ее безопасностью и развитием мирного атома.

При реализации любых сценариев решения корейских проблем для России приоритетное значение имеет обеспечение мира и стабильности на полуострове. Россия заинтересована в мирном урегулировании ракетно-ядерной проблемы КНДР не только по соображениям собственной безопасности. Напряженность в Корее стала серьезной помехой для реализации многосторонних энергетических и транспортных проектов в СВА.

Действия США, вознамерившихся любой ценой сменить режим в Пхеньяне, уже привели к откладыванию работ по соединению корейских железных дорог с Транссибом. Пытаясь расправиться с КНДР, американцы попутно фактически стремятся сорвать и реализацию указанных проектов. При этом решается сразу несколько задач – сохранение ориентации поставок Россией углеводородного сырья на рынки Запада и во все больше возрастающей степени – США, блокирование социально-экономического развития нашего Дальнего Востока и его экономической интеграции в АТР, то есть недопущение усиления позиций России на Тихом океане. Те, кто призывает следовать нынешнему американскому курсу в отношении КНДР, либо не понимают этого, либо соглашаются с такой «программой» для России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1166
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
733
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
509
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
733

Другие новости