0
1833
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.11.2006 00:00:00

Глобализация по-китайски

Сергей Лузянин

Об авторе: Сергей Геннадьевич Лузянин - президент Фонда востоковедческих исследований, профессор МГИМО МИД РФ.

Тэги: китай, азия, глобализация


китай, азия, глобализация Предприимчивые китайцы готовы работать в любых условиях.
Фото Reuters

Интеграционные выгоды для Европы сегодня очевидны. Известно, что рождались они долго и не просто, постепенно прорастая на достаточно подготовленной (экономической, политической, институциональной) почве в рамках ЕС. В этом плане Центральная Азия – «непаханое поле». Несмотря на высокую плотность различных проектов (ОДКБ, ЕЭП, ЕврАзЭС, ШОС и другие), абсолютно неясно, в каком направлении пойдет «столбовая дорога» центральноазиатской интеграции в ближайшие 5–10 лет – северном (российско-казахстанском), западном (ГУАМ и ЕС), южном (пакистано–индийском) или восточном (китайском)?

Северный путь

По логике России очевидны преимущества северного пути. На него указывает недавнее укрупнение ЕврАзЭС (за счет Узбекистана), наличие сохранившейся старой (советской) трубопроводной и транспортной инфраструктур, ведущих основные энергетические и товарные потоки в Россию и через Россию, растущая сила Казахстана, который, как говорят некоторые казахстанские политики, уже «почти равен России». На этот сценарий работает созданный Москвой и Астаной в декабре 2005-го российско-казахстанский банк (в рамках ЕврАзЭС с активом в 1,5 млрд. долл.) и многое другое.

Промежуточными результатами «северной интеграции» уже сегодня является рост торговли РФ со странами ЦА, которая к декабрю 2006 г. вырастет до 16,5–17 млрд. долл. (против 13,2 в 2005-м); увеличение инвестиций крупных российских компаний, общий «пай» которых составляет около 4,1 млрд. долл.; интенсификация энергетического (нефть, газ) сотрудничества, особенно по векторам «Россия – Казахстан», «Россия – Узбекистан», «Россия – Туркменистан». Причем растущий российский экономический ресурс объективно усиливает шансы дальнейшей реализации северного проекта.

Однако по логике стран Центральной Азии эти преимущества для них не всегда очевидны. Местные политические и бизнес-элиты хотели бы иметь еще и некие интеграционные альтернативы. Психологически нынешние, а тем более идущие им на смену элиты, рассматривая российский ресурс как традиционный, хотели бы получить еще и принципиально новые интеграционные возможности, но уже без России. К примеру, будоражит кровь вариант: «Центральная Азия – Южная Азия (Индия, Пакистан)», в рамках которого можно, как отмечают в Ташкенте, Астане и других столицах региона, получить неограниченные возможности в обмене товарами, энергоносителями и услугами. Индийский азиатский гигант рассматривается в регионе как новый, более привлекательный, чем Россия в будущем интеграционный центр, источник инвестиций и технологий. Проблема в том, что на пути этих заманчивых потоков существуют неспокойный и «наркотический» Афганистан, индо-пакистанские разногласия и другие проблемы.

Слабость «северного сценария» состоит в том, что политически он завязан на перспективах СНГ. Поскольку будущее главного института постсоветского пространства само по себе вызывает много вопросов, то и варианты интеграции в его рамках, даже самые рентабельные, психологически воспринимаются как заведомо искусственные и нежизнеспособные. Хорошим шансом усиления была идея Нурсултана Назарбаева о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) Россия–Казахстан–Белоруссия–Украина, которое, к сожалению, де-факто сжалось сегодня до собственно российско-казахстанского формата, поскольку лидер Белоруссии Александр Лукашенко явно обиделся на Москву из-за цен на газ. Что касается позиции президента Украины, то здесь, как говорится, «без комментариев».

Южные надежды Центральной Азии стимулируются некоторыми объективными факторами – трехсторонним российско-китайско-индийским партнерством, в рамках которого регион включен в энергетическую, транспортную и военно-политическую повестки. Однако в этих сценариях, по мнению части центральноазиатских элит, собственно ЦА рассматривается больше в прикладном (транзитном или ином) значениях, а все выгоды от данного проекта поделят между собой Россия, Индия и Китай.

Призрачными выглядят пока и варианты интеграции Центральной Азии со странами Южного Кавказа и Причерноморья (ГУАМ). Субрегион Южного Кавказа (Грузия, Армения, Азербайджан) имеет свои локальные задачи обеспечения экспорта энергоносителей по коридору Баку–Тбилиси–Джейхан, укрепление антироссийской политики по развалу СНГ, отношений с ЕС, НАТО и США.

Восточный сценарий

В этих условиях просматриваются контуры восточной (китайской) интеграции. Часть из них уже видна в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Неофициально в ШОС можно выделить три ее варианта: 1) китайскую интеграционную стратегию (доминирующую); 2) российскую политику сохранения собственных «ниш» в регионе (уступающую китайской); 3) центральноазиатский компонент извлечения выгод и преимуществ от кооперации для собственной модернизации и ликвидации отсталости (слабо выраженный). Реализация китайской повестки в рамках ШОС теоретически может привести к созданию на территории Евразии нового интеграционного пространства, полностью ориентированного на КНР. Идеальным для Пекина было бы институциональное «включение» ЕврАзЭС и ОДКБ в ШОС. Тогда можно будет констатировать, что сложилось новое, уже не постсоветское, а «посткитайское» пространство, основанное на реализации древней стратагемы возвращения окраинных (центральноазиатских земель) Поднебесной. С учетом интеграционных планов Пекина в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в частности по проекту АСЕАН+3 (Япония, Южная Корея, Китай) или АСЕАН+Китай, можно будет говорить об успехах глобализации по-китайски. Понятно, что данный сценарий (слияние ЕврАзЭС, ОДКБ с ШОС) диаметрально противоположен интересам России и стран ЦА.

Российскую «повестку» усилит российско-центральноазиатская кооперация. Для России и стран региона китайский экономический ресурс (инвестиционный, технологический и торговый) нужен, но в дозированных объемах. Он как змеиный яд – в небольших количествах может спасти от смерти и вылечить, а в полной дозе убить или покалечить. Объективно Москва заинтересована в реализации примерно такой интеграционной модели: российские товары и инвестиции – центральноазиатские энергоносители, сырье (уран, молибден) – китайские инвестиции, товары, технологии. Очень осторожное (выборочное) и поэтапное снижение пошлин и тарифов. Возможны и варианты. Невыгодной для региона является китайская версия, которая уже реализуется: китайские товары в обмен на центральноазиатское сырье и энергоносители, которая фактически подрывает только поднимающиеся отрасли легкой и тяжелой промышленности стран региона, делая эту торговлю исключительно сырьевой. Неслучайно Россия вместе с другими членами ШОС отвергла китайскую идею создания региональной «зоны свободной торговли». Поэтому в ЦА (кроме Казахстана) не находится желающих оприходовать предлагаемый с 2004 г. китайский торговый кредит (900 млн. долл.). Вместе с тем Пекину удалось убедить Астану в выгоде создания на границе нескольких локальных зон свободной торговли. На сегодняшний день эти «окна» пока не опасны, но что будет завтра, предсказать несложно. Не исключено, что Китай и с другими приграничными государствами (Таджикистаном и Киргизией) будет создавать такие торговые зоны, обходя таким образом коллективный отказ в рамках ШОС.

Другой ресурс усиления России – создание энергетического клуба ШОС. Известно, что для КНР растущий дефицит энергоносителей – «ахиллесова пята» экономики. В этой связи энергетическая кооперация РФ, стран ЦА и КНР могла бы работать на всех участников проекта в равной степени (включая и не члена ШОС – Туркмению), но усиливая при этом ценность и особое значение поставщиков энергоносителей – России, Казахстана и Узбекистана.

Перспективы неоднозначны

Поэтому перспективы восточной (китайской) интеграции в Евразии, включая Центральную Азию, неоднозначны. Рентабельность ключевых проектов – ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, несмотря на риски, остается довольно высокой. Главным здесь представляется (особенно в ШОС) проведение разумной политики дозированного использования огромного и стремительно растущего китайского ресурса в процессах интеграции и сотрудничества. Очевидно, в пользу ШОС говорит и определенная идеологическая мотивация, объединяющая Москву и Пекин. Не секрет, что политической основой проекта все больше становится не декларируемая официально доктрина «сдерживания» США и союзников. В каком-то смысле ее можно интерпретировать и как новую версию постбиполярного мира, которая уже отчасти работает на пространстве Евразии и проявляется в скрытом противостоянии ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, с одной стороны, и проектов НАТО, обновленного ГУАМ, «Демократической оси» Прибалтика–Украина–Польша–Грузия и других альтернативных России и Китаю проектов – с другой.

России и странам ЦА никуда не деться от Китая, с ним все обречены дружить. В этом контексте возможно сохранение двух альтернатив. Первая – интеграции региона ЦА вокруг российско-казахстанской «оси» в рамках углубления существующих проектов (ЕврАзЭС и ОДКБ). Вторая – интеграция вокруг китайско-казахстанской «оси», расширение ШОС или появление модифицированных китайских проектов. Вполне вероятно, что последний сценарий – часть более масштабной евразийской стратагемы Китая, которая, возможно, в среднесрочной и более отдаленной перспективе не по всем параметрам будет совпадать с российскими интересами национальной безопасности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1908
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3929
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2965
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2428

Другие новости