За киргизским «реалити-шоу» с участием ведущих политиков и их многочисленных сторонников на протяжении нескольких дней напряженно следили во всем мире. Оно и понятно – эти события крайне важны не только для политического будущего Киргизии, но и для всей Центральной Азии.
За год с небольшим после тюльпановой революции в Киргизии на фоне мелких и больших кризисов шла борьба за власть между президентом и парламентом. Каждая из сторон находила достаточно поводов для обвинений своих оппонентов в нарушении взаимных договоренностей, пытаясь сместить центр властных полномочий в свою сторону. Затянувшееся выяснение отношений во властных структурах на фоне нестабильной социально-экономической ситуации привело к разрастанию феномена «уличной демократии» среди рядовых граждан. За это время в Киргизии состоялось около 5 тысяч митингов. Недовольство населения подтвердил и митинг в Бишкеке.
Слабость демократических институтов и ограниченный опыт государственности привели к тому, что противостояние президента и парламента давно перешло из собственно политической сферы в область борьбы регионально-клановых элит – Юга и Севера – за управление страной. Нарушение принципиального для Киргизии баланса региональных элит в прошлом году привело к изгнанию из страны Аскара Акаева. Ноябрьский митинг стал прямым продолжением марта 2005 г., отличаясь лишь более высоким уровнем организации.
Из-за непримиримого конфликта интересов надежды на компромисс между различными ветвями власти по мере развития событий принимали все более призрачный характер. Одно из ключевых требований оппозиции – конституционная реформа. Как президент, так и парламент предпринимали попытки принять выгодные им редакции Конституции, решающие актуальную для них проблему «дефицита полномочий». Ограниченность ресурсов для проведения бессрочного митинга подталкивала оппозицию к более решительным действиям. После отказа депутатов работать с проектом президента, сохранявшим за ним большинство полномочий, в ночь с 6 на 7 ноября парламентарии создали Учредительное собрание, которое должно было принять проект Основного закона с парламентской формой правления. Реакция президента и премьера последовала незамедлительно. Они осудили действия парламента, назвав их антиконституционными. 8 ноября была создана Согласительная комиссия, в которую вошли представители парламента и администрации президента, выработавшие компромиссный проект новой Конституции, который расширяет полномочия парламента и премьера.
Таким образом, патовая ситуация в отношениях президента и оппозиции завершилась вынужденным компромиссом, который, конечно, предпочтительнее, нежели взаимное применение насилия.
Однако принятие Конституции лишь ненадолго разрядит сложную ситуацию в отношениях президента и его оппонентов. Питательной почвой для противостояния может стать желание в той или иной форме отомстить своим противникам. Похоже, обе стороны используют возникшую паузу для тактической перегруппировки и накопления сил. Несмотря на внешне позитивное разрешение кризиса, по сути, он вернулся к начальной точке.
Именно поэтому крайне важно, как будет предотвращен очередной кризис в отношениях исполнительной и законодательной власти, а также сил, представляющих разные регионы страны. Необходимость перевода отношений конкурирующих сторон в более рациональное и прогнозируемое русло очевидна всем. При этом обе стороны обязаны извлечь уроки из очередного кризиса, не просто жертвуя амбициями, но и продолжая начатый диалог. Помимо реформы Конституции его основными темами должны быть системные преобразования в государственном управлении и экономике страны, которые могут стать платформой для договора общенационального единства. Подписать его обязаны не только президент и парламент, но и ведущие политические силы страны. Переоценке должна подвергнуться и роль политических партий как основного инструмента стабилизации внутриполитической ситуации, что поможет переломить негативную тенденцию в борьбе на регионально-клановом уровне. Такой договор станет наиболее эффективным средством предотвращения потенциальных конфликтов и кризисов, губительных для будущего Киргизии. Как показал опыт многих стран, имеющих аналогичный печальный опыт, все они в конечном итоге приходили к соглашениям, позволяющим преодолеть состояние перманентного кризиса.