0
1191
Газета Дипкурьер Интернет-версия

23.10.2006 00:00:00

Конституционные игры

Сергей Толстов

Об авторе: Сергей Валерианович Толстов - директор Института политического анализа и международных исследований Академии наук Украины.

Тэги: украина, ющенко, янукович, полномочия


украина, ющенко, янукович, полномочия Ветеранов Украинской повстанческой армии одни считают героями, другие – предателями.
Фото Reuters

Сенсацией последних дней стало сообщение о том, что президентская партия уходит из власти. На первый взгляд, лидеры «Нашей Украины» предпочли переход в оппозицию, для того чтобы избежать внутреннего раскола. Однако главная причина этого шага все же в выборе президентским окружением определенной политической стратегии для главы государства. Главным содержанием взаимоотношений между президентом и правительством теперь становится борьба за полномочия. Хотя поправки к украинской Конституции, которые сокращают президентские функции в пользу парламента и правительства, уже вступили в силу, политикам еще предстоит научиться ими пользоваться. Для того чтобы новая редакция Конституции действительно заработала, ее положения должны быть закреплены в ряде законов. Эту ситуацию окружение президента умело использует, препятствуя любому расширению полномочий Кабинета министров, будь то назначение глав местных администраций (по представлению правительства), согласование с правительством содержания президентских указов или управление государственными корпорациями. Первое серьезное столкновение сторон ожидается в связи с законопроектом о Кабинете министров, правительственный вариант которого уже внесен в парламент.

Между тем в Верховной Раде сложилась непростая ситуация: правительственная коалиция способна принять любой закон, но при этом не может преодолеть президентское вето. И этот законодательный казус особенно проявляется тогда, когда возражения президента касаются расширения или сохранения его собственных полномочий.

С переходом президентской стороны в наступление главной целью секретариата президента, состоящего в основном из бывших министров правительства Юрия Еханурова, становится борьба за перераспределение полномочий между главой государства и премьером. Что касается сторонников президента в парламенте и вне его, то блок «Наша Украина», который намерен сменить свой бренд на «Европейскую Украину», будет стараться организовать Ющенко и его новой команде массовую политическую поддержку.

Назревающая конфронтация между президентом и правительством показывает, что разрекламированные прошлым летом попытки «национального примирения» оказались недолговечными. Примечательно, что наиболее острые противоречия между Ющенко и Януковичем пока проявлялись не в отношении социальных или экономических проблем, а в плане вступления страны в НАТО. Иными словами, подписанный Универсал национального единства – политическая декларация, сработавшая в условиях политического кризиса, но не означающая готовности сторон к последовательному компромиссу.

Различия в менталитете населения отдельных областей Украины традиционно вынуждают политиков использовать те специфические тезисы и клише, которые могут обеспечить поддержку большинства населения в отдельных регионах. Тот факт, что 14 октября Виктор Ющенко подписал указ о мерах, призванных «восстановить историческую справедливость» в отношении ОУН–УПА, демонстрирует его возвращение на орбиту национал-демократии. Соответственно, заключение любого политического компромисса рассматривается окружением Ющенко как попытка достижения односторонних преимуществ за счет представителей другой стороны, будь то проблема признания русского языка или права церквей. Можно предположить, что, если бы окружение президента действительно хотело национального примирения, этого вполне можно было бы добиться путем взаимного признания прав и интересов сторон. На самом деле контрнаступление президентского окружения преследует цель, начав борьбу за полномочия главы государства, поднять рейтинг Ющенко и вернуть ему статус влиятельного политического деятеля.

Между тем настоящая дискуссия между ветвями власти касается и внешнеполитического курса Украины. Впервые о намерениях Виктора Януковича и Александра Мороза пересмотреть вопросы регламента, касающиеся внешней политики, стало известно в конце сентября. Затем в прессе появились сообщения о разработке в парламенте нового законопроекта об основах внешней политики Украины, который должен определить соотношение полномочий президента и Кабинета министров при формировании внешнеполитического курса.

Для заявлений представителей секретариата президента, и в особенности фракции «Наша Украина», в последнее время характерны более резкие и даже оскорбительные выпады. К примеру, тот факт, что в ходе визита в Москву спикер парламента Александр Мороз затрагивал вопросы, связанные с подготовкой к вступлению в ВТО, послужил основанием для обвинений его в национальной измене. Очевидно, в ближайшее время противоречия между президентом, правительством и парламентом будут усугубляться.

Ожидается, что одним из важных инструментов влияния Ющенко на политику исполнительной власти может стать Совет национальной безопасности и обороны. Что касается Конституционного суда, в перспективе этот орган вряд ли продолжит играть роль послушного исполнителя воли президента. По крайней мере наличие на Украине двух центров принятия решений создает определенные перспективы для большей независимости центральных судебных инстанций.

С точки зрения здравого смысла разворачивающийся конфликт за полномочия бесперспективен. Обеспечение нормального функционирования власти так или иначе потребует от секретариата президента и правительства заключения нового компромисса или даже серии ситуативных компромиссных решений по частным вопросам. С другой стороны, поскольку нет постоянной координации в действиях между президентом и премьер-министром, то потенциал противоречий в вопросах распределения и использования властных полномочий продолжает накапливаться.

Ожидается, что министры, назначенные по квоте «Нашей Украины», вскоре все же подадут в отставку, и это может означать переход конфликта между президентом и правительством в публичную фазу. Вместе с тем отставка не грозит министрам, назначенным по квоте президента (глава МИДа Борис Тарасюк и министр обороны Анатолий Гриценко) или по его личному ходатайству (глава МВД Юрий Луценко). То, что президент сохраняет своих людей на принципиальных постах, чревато конфликтом, но при определенных обстоятельствах может способствовать и примирению сторон.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1650
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1030
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
746
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1020

Другие новости