Молодежное протестное движение «Кмара» («Хватит»), активно участвовавшее в революции роз в Грузии, сегодня практически прекратило подавать признаки жизни. Куда исчезла многочисленная бригада поборников справедливости и борцов за перемены в грузинском государстве, непонятно – словно и не было красочных, сравнимых с карнавалами митингов с остроумными лозунгами и жесткими требованиями. Как считает руководитель Центра развития и сотрудничества Пааты Закареишвили, исчезновение «Кмары» как общественно-политического явления вполне закономерно и логично. «Задача по смене режима выполнена, а сейчас в движении такого рода нет так называемого социального заказа. Если же таковой появится, то вполне возможно, что движение будет реанимировано, не исключено, что с другим названием», – заявил Закареишвили «НГ».
После прихода к власти Михаила Саакашвили организация по инерции провела несколько акций протеста. Ставшая неформальным лидером Тея Тутберидзе (формальных, впрочем, и не было, была лишь группа активистов, после революции получившая небольшие должности в различных районных управлениях) запомнилась рядом острых критических выступлений в период «раскулачивания» новыми властями проворовавшихся при Эдуарде Шеварднадзе чиновников. Затем Тутберидзе оказалась в рядах «Института свободы» – влиятельной неправительственной организации, активно поддержавшей революцию роз и давшей таких влиятельных парламентариев Грузии, как идеолог правящего «Национального движения» Гига Бокерия, председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, его заместители Давид Киркитадзе и Ника Руруа. Лишившись своих лидеров, «Институт свободы» от такого удара пока так и не оправился. Его нынешняя активность не сравнима с предреволюционной – то ли институт искренне солидарен с властями, то ли считает неуместным выступать против вчерашних соратников и друзей. Самым, пожалуй, заметным и значительным событием в постреволюционной деятельности «Института свободы» стало активное участие в формировании Общественного телевидения (ОВТ) на базе 1-го Государственного канала и включение Левана Рамишвили – одного из наиболее известных представителей этого НПО – в состав попечительского совета ОВТ.
Азербайджан
В конце сентября апелляционный суд Азербайджана оставил без изменения приговор в отношении лидеров оппозиционной молодежной организации «Ени фикир» («Новая мысль») – Руслана Баширли и Саида Нури, обвиненных в попытке насильственного захвата власти. Пристальный интерес Генпрокуратуры к деятельности «Ени фикир» (ЕФ) возник почти сразу после учреждения организации весной 2005 года. Являясь молодежным крылом Народного фронта, ЕФ развернул бурную деятельность за проведение демократических выборов в парламент. За короткое время молодые люди сумели наладить тесные связи с международными организациями, в том числе с украинской «Порой». Такая активность пришлась не по душе властям. В начале августа прошлого года ее лидер Руслан Баширли был арестован по обвинению в попытке свержения конституционного строя. Та же участь постигла и заместителя председателя «Ени фикира» Саида Нури и активиста организации Рамина Тагиева. Все попытки оппозиции и международных организаций заступиться за молодых оппозиционеров не принесли желаемых результатов.
Как считают многие аналитики, история с активистами «Ени фикира» – наглядное свидетельство того, что в пучину политического противостояния в Азербайджане постепенно втягивают и молодежь. Сегодня почти все политические партии республики имеют свои молодежные организации, которые готовы выполнить любой приказ своих партийных боссов. Однако даже в этой борьбе за азербайджанскую молодежь шансы оппозиции значительно ниже, чем у власти, сумевшей объединить различные молодежные структуры под крышей Национального совета молодежных организаций Азербайджана (НСМОА). По словам генерального секретаря этой организации Фуада Мурадова, сегодня НСМОА объединяет 58 молодежных организаций страны. Она была создана в 1996 году, а в 2000-м стала полноправным членом Европейского форума молодежи. Сегодня на ответственных постах пирамиды власти можно встретить людей, вышедших из рядов НСМОА. На выборах в парламент Национальный совет выдвинул 25 кандидатов, трое из которых получили депутатские мандаты.
Армения
Практически у каждой политической партии Армении есть молодежное крыло. Имеют свои молодежные организации и Республиканская партия Армении (РПА), и Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» (АРФД). Ряды молодых сторонников РПА насчитывают около 3,5 тыс. человек. По словам лидера РПА, премьер-министра Армении Андраника Маркаряна, члены молодежной организации непосредственно участвуют в реализации политики РПА. Более 60 организаций входит в Коалицию молодежных организаций Армении. Это молодые сторонники политических партий, студенческие союзы и множество общественных организаций. Среди приоритетов коалиции – решение вопросов занятости молодежи и поддержки развития малого и среднего бизнеса.
Тбилиси - Баку - Грузия