Президент Бакиев не теряет надежд найти выход из кризиса в отношениях с киргизской оппозицией.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Не успела Киргизия оправиться от «героинового скандала», как объединенная оппозиция пригрозила властям бессрочным митингом. Оппозиционеры добиваются отставки президента Курманбека Бакиева и премьер-министра Феликса Кулова, обвиняя тандем лидеров в саботаже, коррупции и политическом давлении на политических оппонентов и независимые СМИ. Правда, до 2 ноября властям дают последний шанс исправиться. В течение октября президент Бакиев должен успеть провести конституционную реформу. Об этом в Бишкеке на пресс-конференции заявил лидер движения «За реформы!» Омурбек Текебаев.
Противники президента крайне недовольны тем, что до прихода к власти Бакиев пообещал провести конституционную реформу – вначале до конца 2005 года, позже перенес срок на конец 2006-го, но дело застопорилось. В частности, выступая в парламенте в сентябре, президент заявил, что представленные проекты Конституции необходимо доработать, а «поспешное проведение радикальных реформ по Конституции может привести к свертыванию демократических процессов в Киргизии». Впрочем, Бакиев не раз заявлял, что не возражает против переноса конституционной реформы на 2009 год. Но, в отличие от своих политических оппонентов, он предлагает внести лишь поправки в Основной закон, а не переписывать его заново. Более того, в послании к народу Бакиев высказался за президентскую и президентско-парламентскую форму правления, поскольку «политическая элита не готова к парламентской форме правления».
При этом оппозиция настаивает на том, что после отставки президента и премьера власть должна перейти к парламенту, который сформирует новое правительство и примет новую Конституцию. «Вакуума власти не будет», – заявил лидер движения «За реформы!» Текебаев.
Кроме того, оппозиционеры утверждают, что в стране процветает коррупция, а весь бизнес перешел в руки «семьи Бакиева». «Ведущие экономические отрасли (энергетика, газовая отрасль, аэропорт «Манас», железная дорога, золотодобыча и таможня) охвачены «семейным» бизнесом. Цены на цемент, шифер и товары первой необходимости постоянно растут. Тысячи сограждан живут в нужде, а отдельные личности строят на этом свое благополучие», – говорится в заявлении оппозиции.
Депутат киргизского парламента, экс-генпрокурор Азимбек Бекназаров готов в ноябре озвучить в парламенте весь перечень предприятий, контроль над которыми «перешел к семье Курманбека Бакиева». На пресс-конференции в Бишкеке во вторник Бекназаров пояснил, что «это тот же список имущества и организаций, значившихся как «акаевские», состоящий из 110 предприятий и объектов». Он объяснил переход имущества под крыло другого президента тем, что Генпрокуратура прекратила любые расследования в отношении близких Аскара Акаева.
Реакция из Белого дома (так в Бишкеке называют дом правительства) пока не последовала. Однако, как заявил в ходе пресс-конференции Азимбек Бекназаров, «президент Киргизии готовится задавить оппозицию».
В стране усиливаются и политические гонения, а руководители спецслужб лично участвуют в организации политических провокаций. «В республике царит атмосфера страха и предательства», – отметил председатель Социал-демократической партии Алмазбек Атамбаев.
Киргизская оппозиция призывает президента и премьера добровольно уйти в отставку. «Речь идет не о насильственной смене власти, речь идет о добровольной отставке», – сказал Текебаев. Феликсу Кулову также предъявляются претензии в «соглашательской позиции к умышленным действиям Бакиева».
Оппозиция надеется вывести на центральную площадь Бишкека до 15 тысяч человек и потребовать отставки президента и премьер-министра. Представители движения «За реформы!» заверили, что будут действовать строго в рамках закона, однако не исключают провокаций со стороны властей и повторения погромов в столице, которыми сопровождался государственный переворот в марте 2005 года. «Возможно все: и столкновения, и провокации со стороны власти, но людям отступать некуда – страна на грани исчезновения или какого-то большого столкновения», – считает депутат парламента Мелис Эшимканов.