Жители Багдада подвергаются страху и насилию в неприемлемых масштабах.
Фото Reuters
Несмотря на положительные сдвиги, мы все еще сталкиваемся с острым кризисом в области обеспечения безопасности в Багдаде. Хотя у иракских руководителей и коалиции есть эффективная стратегия, позволяющая переломить ситуацию, иракцам необходимо преодолеть насилие на религиозной почве и сплотиться против террористов и внешних сил, которые разжигают это насилие.
В июле в Багдаде было зафиксировано 558 столкновений – на 10% больше и без того высокой среднемесячной цифры. В результате этих нападений погибло 2100 человек – опять же больше, чем в среднем за четыре месяца. Еще более тревожно то, что 77% этих потерь понесено вследствие межрелигиозного насилия. В связи с этим возникают опасения, что в Ираке надвигается гражданская война. Хотя статистические данные не должны быть единственным мерилом прогресса или неудачи в стабилизации Ирака, ясно, что жители Багдада подвергаются страху и насилию в неприемлемых масштабах.
Эта тенденция особенно тревожна, поскольку мы не можем добиться нашей цели – безопасного, стабильного и демократического Ирака, если в столице будет сохраняться столь разрушительное насилие. На долю Багдада приходится пятая часть всего населения Ирака, здесь сосредоточены разнообразные этнические и религиозные общины. Багдад является также финансовым и информационным центром Ирака.
Ухудшение безопасности в Багдаде после февральского нападения на Самарскую мечеть – результат соперничества между суннитскими и шиитскими экстремистами за расширение контроля и влияния по всей столице. Хотя руководство «Аль-Каиды» в Ираке значительно ослабло, ее ячейки все еще способны самостоятельно действовать в Багдаде, закладывая автомобильные бомбы в шиитских районах. В то же время суннитские и шиитские эскадроны смерти несут ответственность за растущую долю насилия. Этот цикл карательного насилия усугубляется недостатками в подготовке и руководстве национальной полиции. Чтобы решить эту проблему, правительство национального единства во главе с премьер-министром Нури аль-Малики сделало своим главным приоритетом обеспечение безопасности в Багдаде. Правительственный план по безопасности в Багдаде состоит из трех основных компонентов:
– стабилизация в Багдаде зона за зоной. В Багдад переводятся четыре батальона иракской армии, две бригады коалиции и пять рот военной полиции, так что на улицах города будет дополнительно более 12 000 военнослужащих. Одновременно Национальная полиция проходит интенсивную переподготовку. Иракское правительство и коалиционные силы применяют новую тактику для пресечения убийств на религиозной почве. Усиленные блокпосты и патрули используются для того, чтобы лишить лиц, совершающих такие убийства, свободы перемещения и безопасного укрытия. На прицел берутся руководители эскадронов смерти;
– ликвидация зон поддержки. Хотя иракские и коалиционные силы сосредоточивают усилия на обеспечении безопасности в конкретных районах, они продолжают проводить целенаправленные операции в других зонах, где ведется подготовка нападений. В частности, проводятся спецрейды и другие операции на окраинах Багдада, где расположены группы планирования, заводы по изготовлению автомобильных бомб и убежища террористов;
– налаживание общественной жизни и экономического развития. После того как военные операции коалиционных и иракских сил обеспечат безопасность в районе или округе, предполагается, что структура иракских сил безопасности, достаточная для поддержания мира, останется на месте и будет усилена способностью наладить общественную жизнь и возрождение экономики. Это будет подкреплено средствами, выделенными правительством аль-Малики в размере 500 млн. долларов и по меньшей мере 130 млн. долларов от США.
Эти средства экономической поддержки будут использованы для того, чтобы предложить профессиональное обучение и создать рабочие места, особенно для 17–25-летних мужчин; обеспечить общественную поддержку благодаря улучшению таких услуг, как медицинское обслуживание, вывоз мусора и обломков; укрепить способность местного самоуправления защищать граждан и заботиться о них. Эти цели будут достигнуты сочетанием действенных краткосрочных программ; среднесрочных программ, предназначенных для стабилизации этих первоначальных достижений; программ, ориентированных на долгосрочное экономическое развитие.
План по обеспечению безопасности Багдада также тесно связан с общей программой правительства национального единства в области примирения, которая стремится обеспечить политическое взаимопонимание между суннитскими и шиитскими силами, включая те, которые либо контролируют, либо влияют на незаконные вооруженные группы.
Моральное соглашение между религиозными лидерами двух исламских общин, которое запретит убийства на религиозной почве, поставит насилие вне закона. Такой договор лишит убийц политического или религиозного убежища, а иракские и коалиционные силы не дадут им физического убежища. На более долгосрочную перспективу план ставит целью побудить мятежников и ополченцев сложить оружие путем реализации программы демобилизации незаконных вооруженных групп. Будет также пересмотрена реализация процесса дебаасификации – направления лиц, обвиняемых в преступлениях, в суд и примирения с остальными.
Разумеется, когда американский народ слышит о новых потерях США и видит картины кровопролития на улицах Багдада, он делает вывод, что наши планы по пресечению насилия на религиозной почве в Ираке провалились. И все же осуществление плана обеспечения безопасности в Багдаде началось лишь недавно. Иракское правительство национального единства находится у власти всего лишь четыре месяца.
Более того, каким бы трагичным и опасным для нашего общего представления о свободном и процветающем Ираке ни было продолжающееся насилие, оно не отражает настроений иракцев по отношению друг к другу. Опрос, проведенный Международным республиканским институтом, показал, что 94% иракцев выразили поддержку правительству, представляющему все религиозные и этнические общины, и лишь 2% высказались против него. Примерно 78% выступают против разделения Ирака по религиозному или этническому признаку, и только 13% предпочитают такой вариант. Даже в Багдаде, где больше всего в Ираке столкновений на религиозной почве, 76% опрошенных выступают против этнического разделения, а за него – лишь 10%.
Задача плана обеспечения безопасности в Багдаде и сопутствующих усилий по национальному примирению – реализовать желание подавляющего большинства иракцев жить в мире друг с другом.
Эти программы уже начинают давать положительные результаты. Министерство обороны Ирака сообщает, что преступность в Дуре снизилась на 80%. В округе Рашид суннитские и шиитские политические лидеры, руководители общин и имамы подписали соглашение об отказе от насилия. Лидеры общин сделали еще один шаг, отказавшись от защиты членов общин, причастных к насилию.
Хотя еще слишком рано судить о том, будут ли эти успешные примеры воспроизведены по всему городу, первоначальный прогресс должен дать иракцам, равно как и американцам, надежду на будущее. Вопреки тем, кто изображает Ирак безнадежно погрязшим в этнических и религиозных распрях, сами иракцы хотят оставить прошлые расколы позади. Багдадская битва определит будущее Ирака, которое само во многом определит будущее важнейшего региона мира.
Багдад