Электоральный рейтинг президента Грузии Михаила Саакашвили явно уменьшился. От 96% голосов, полученных им на выборах 2004 года, осталось не так много (по данным апрельского опроса, опубликованным в грузинской газете «Квирис палитра», за Саакашвили хотели бы проголосовать 33,2% избирателей). Поэтому Россия и Запад не могут не заниматься поисками альтернатив президенту Грузии. Причем если Россия заинтересована в изменении прозападного политического курса Тбилиси, то Запад, наоборот, в сохранении этого курса – даже в том случае, если режим Саакашвили окажется в состоянии кризиса. Возможности оппозиционных сил можно будет оценить после региональных выборов, намеченных на 8 октября. Напомним: именно с успеха на аналогичных выборах в Тбилиси в 2002 году начался стремительный политический подъем нынешнего грузинского президента.
В том же опросе за Саакашвили следуют два прозападных политика – бывший министр иностранных дел, ныне глава партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили (23,1%) и лидер Консервативной партии Грузии Коба Давиташвили (8,6%). Это бывшие сторонники Саакашвили, которые вступили с ним в конфликт по вопросам, не связанным с западным вектором внешней политики страны. Зурабишвили долгие годы находилась на французской дипломатической службе и на посту главы МИДа проводила прозападный курс. Давиташвили входил в партию Саакашвили «Национальное движение» и активно участвовал в «революции роз». Перед региональными выборами он создал избирательный блок с Республиканской партией Давида Бердзенишвили – бывшего диссидента, затем сторонника, а позднее критика Саакашвили.
На Россию также ориентируется часть сторонников Эдуарда Шеварднадзе, создавших в 2004 году партию «Вперед, Грузия!». Ее возглавили бывший уполномоченный президента в Имеретии Темур Шашиашвили (он был конкурентом Саакашвили на президентских выборах, но получил лишь 2% голосов) и бывший председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Батиашвили.
Россия контактировала и с небольшими организациями, созданными известными в 90-е годы политическими фигурами. Первый среди них – Игорь Георгадзе, бывший министр безопасности Грузии. В 2004 году его приверженцы создали в Грузии партию «Справедливость», но самому Георгадзе так и не разрешили вернуться на родину. Среди готовых взаимодействовать с Россией оказалась и бывший вице-премьер и лидер небольшой партии «Имеди» («Надежда») Ирина Саришвили. В число сторонников Георгадзе входит и глава Консервативной (монархической) партии – не путать с консерваторами Давиташвили – Темур Жоржолиани, сидевший в тюрьме и при Гамсахуардия, и при Шеварднадзе, и оказавшийся там при Саакашвили.
Именно Саришвили и Жоржолиани стали основой созданной в короткие сроки инфраструктуры, организовавшей протестные акции против режима Саакашвили. В 2006 году они основали благотворительный фонд Игоря Георгадзе, который возглавила Ирина Саришвили. В октябре 2005-го для проведения массовых акций было создано общественное движение «АнтиСорос». Учредители движения – партия «Справедливость» и консерваторы-монархисты, а возглавила его Майя Николаешвили.
Саакашвили уже много сделал для того, чтобы ослабить пророссийскую оппозицию, которую он считает наиболее опасным противником – не потому, что она электорально сильнее, чем прозападная, а в связи с напряженными отношениями с Россией. Придя к власти в результате революции, Саакашвили высоко оценивает риски, связанные с использованием подобного сценария против него самого. Поэтому он склонен принимать превентивные меры, не дожидаясь усиления пророссийской части грузинского политического спектра. Неудивительно, что в июле был арестован Батиашвили по обвинению в соучастии в выступлении сванского командира и бывшего уполномоченного президента Шеварднадзе в Сванетии Эмзара Квициани. Затем сильнейший удар был нанесен по сторонникам Георгадзе: по обвинению в заговоре арестам подверглись практически все «знаковые» фигуры из его окружения, находившиеся в Грузии.
Похоже, что удар по пророссийской оппозиции – предупреждение остальным оппозиционерам. Не случайно, что сразу после арестов в МВД был вызван Георгий Одзели – один из руководителей избирательного штаба оппозиционного блока сторонников Давиташвили. И хотя его допросили в качестве свидетеля и вскоре отпустили, прозападная оппозиция расценила это как политические репрессии.
Сомнительно, чтобы грузинский лидер мог пойти на аресты пророссийских деятелей без санкции со стороны США, которые продолжают патронировать его режим. Не случайно американцы весьма индифферентно отнеслись к этим действиям Саакашвили – в отличие от возмущенных российских политиков. Однако если грузинский президент всерьез тронет прозападную оппозицию, с ним в США и Европе будут разговаривать уже иначе.