Белоруссия сдает позиции в торговой войне с Россией. Официальный Минск отменил две нормы, дискриминирующие российского производителя на белорусском рынке. Во-первых, это требование для торговых предприятий иметь в своем ассортименте 70% товаров белорусских производителей. В противном случае торговая точка может не получить лицензию, а за нарушение этого принципа можно вообще лишиться возможности работать. При этом, несмотря на наличие союзных договоренностей о Едином экономическом пространстве и равных правах субъектов хозяйствования, российские товары относились к числу импортных.
Во-вторых, российские производители получили равный с белорусами доступ к тендерным закупкам за счет средств государственного бюджета. После изменения законодательства к числу «отечественных претендентов», которым отдается предпочтение, причислят и российских, а цена предлагаемой к участию в тендере российской продукции больше не будет автоматически увеличиваться на 25%, что применяется ко всем импортным товарам, покупаемым за деньги бюджета.
Сделанные уступки – серьезный шаг со стороны Белоруссии, если учесть, что всеми возможными путями она защищает собственного производителя. Правда, говорить о прекращении боевых действий на торговом фронте пока рано. «Российская сторона выставила Белоруссии 79 торговых претензий, белорусская – 30. Принято решение обсудить меры по их снятию в двадцатых числах сентября в Москве», – сообщалось об итогах второго раунда переговоров в рамках Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете министров Союзного государства, которая заседала 7 сентября в Минске.
В числе наиболее значимых для бюджетов стран-союзниц претензий – вопрос о распределении и зачислении вывозных таможенных пошлин в бюджеты сторон на экспортируемую белорусскими предприятиями продукцию из российского сырья (в первую очередь нефтепродуктов), ограничения для российских производителей пива, автобусов, барьеры для белорусских производителей сахара.
Правительство Белоруссии пошло на уступки не потому, что вдруг осознало недружественность своих действий или их несоответствие союзным договоренностям. Местные эксперты отмечают, что плоды приносит занятая Россией более жесткая позиция в отношении разного вида субсидирования экономики страны-союзницы.
Упреки в том, что Белоруссия беспошлинно поставляет в Россию не только сахар из свеклы, как это предполагают союзные договоренности, но и тот, что сварен из тростника, звучали и раньше, но в этом году вагоны с белорусским сахаром стали арестовывать и пропускать через специальные склады. Кроме того, в этом году назад в Белоруссию стали возвращаться конфеты с имеющимися в России торговыми марками – «Золотой ключик», «Красная шапочка» и др. О своем беспокойстве в связи с «нарастающим потоком молочной продукции из Республики Беларусь» заявил не так давно министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев. Почти одновременно с этим прозвучало заявление главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко о необходимости «энергичных запретительных мероприятий и не только по сегменту алкогольной продукции Белоруссии».
На местном уровне белорусские чиновники говорят, что претензии страны-союзницы необоснованны. «Целью этих заявлений является ограничение ввоза белорусских товаров, скорее всего инициированное российскими коммерческими структурами», – высказался по этому вопросу сотрудник белорусского МИДа, пожелавший остаться неназванным. «Они цепляются за все что угодно», – цитируют его местные СМИ. Что касается заявлений Геннадия Онищенко, то их можно рассматривать «как своего рода месть за то, что Белоруссия не последовала примеру России и не ввела запрет на ввоз молдавского и грузинского вина и грузинской минеральной воды».
В то же время на межгосударственном уровне официальный Минск все же идет на уступки. Ведь еще не подписан самый главный договор – о поставках газа в Белоруссию, напоминают наблюдатели, а там может быть цена 46 долл. за 1 тыс. кубометров, а может и 200 долл.
На глазах отношение Минска к перспективе строительства Союзного государства лишилось пафоса и свелось к жесткой констатации нелицеприятных фактов. Показательна в этом смысле позиция посла Белоруссии в России Василия Долголева, который назвал систему строительства Союзного государства «нежизнеспособной». «Есть обоюдное стремление к интеграции, к единению наших народов, есть политическая воля президентов, скрепляющих подписями высокие договоренности, но система строительства Союзного государства нежизнеспособна», – заявил дипломат в интервью, опубликованном недавно на сайте посольства Белоруссии в РФ.
Долголев в этой связи отметил: «Может быть, пора принимать меры в отношении самой системы?» По его мнению, давно уже назрела необходимость создания равных условий для граждан «на всей территории строящегося Союзного государства – от Бреста до Курил». «Высочайшее достижение здесь – подписание нашими президентами 24 января конкретных соглашений по здравоохранению, по свободе передвижения граждан, по их социальному обеспечению, по налогообложению», – считает посол. При этом он обращает внимание на тот факт, что «ни одно из этих соглашений, подписанных на самом высоком уровне, не вступило в силу». По его мнению, это произошло из-за того, что «обе страны не провели еще необходимые для ратификации внутригосударственные процедуры». «Такая же судьба у ряда весьма важных соглашений, подписанных еще в 2000–2002 годах», – делает неутешительный вывод белорусский дипломат.
Критически отозвался он и о решении российской стороны ввести таможенный контроль на границе: «Установление Россией таможенного режима в одностороннем порядке привело к тому, что при въезде на российскую территорию из Белоруссии очередь машин составляла от семи до восьми километров. Мне даже приходилось специально фотографировать эти очереди и показывать премьер-министрам и президентам Белоруссии и России», – сообщил дипломат.
Минск