0
1458
Газета Дипкурьер Интернет-версия

11.09.2006 00:00:00

Излишние радости и преувеличенные угрозы

Владислав Иноземцев

Об авторе: Владислав Леонидович Иноземцев - доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества, профессор Высшей школы экономики.

Тэги: нефть, запад, россия, цена


нефть, запад, россия, цена Не стоит ждать скорого кризиса на Западе и быстрого процветания в нефтедобывающих странах.
Фото Reuters

Обязательным признаком любого знаменитого прогноза является его катастрофический характер. Прогнозы ситуации на рынке сырья – не исключение. В России уже сложилась традиция характеризовать страну как «энергетическую сверхдержаву», что подразумевает удивительную возможность сидеть сложа руки. В Америке одна за другой выходят книги, авторы которых слишком быстро меняют ставки на титульных страницах: 150, 200, 300 долларов за баррель. Спор идет только о том, при каком уровне цен и в какие сроки западным экономикам придет «неизбежный конец».

Но вернемся с небес на землю. Очевидно, что никакие цены на нефть не могут обеспечить России темпы экономического роста, сравнимые с Китаем, импортирующим нефть и другие энергоносители. Да и свое материальное положение поправляют за счет таких цен лишь некоторые наши сограждане. Опасности для Запада, сопряженные с дорогой нефтью, преувеличены не в меньшей мере, чем приносимые ею блага – для России.

Начнем с роли нефти и газа в экономике западных стран. Она отнюдь не так велика, как порой кажется. Общая стоимость энергоресурсов, потребляемых в США, ЕС и Японии, составляет соответственно 8,2%, 4,7% и 3,2% ВВП этих государств – при том что в 1973–1974 гг. она достигала в США 14,5%, а в Европе – 11,1% ВВП. Страны Запада экономны в использовании энергии: так, в 2005 г. Япония, Великобритания, Германия, Франция и Италия, суммарный ВВП которых в 12,8 раза больше российского, потребили природного газа меньше, чем Россия. Поэтому рост цен на нефть с нынешних 70–75 долл. за баррель до 100–120 вызовет потерю 5,5–6% ВВП для США и 2,8–3,5% для стран ЕС – и то на протяжении 2–2,5 лет, в течение которых можно ожидать такого подъема. Это значит, что темпы роста американской экономики могут снизиться с 3,8–4% в год до 1,9–2,5%, а европейской – с 1,9–2,2% в год до 1%. Это неприятно, но несравнимо с падением ВВП на 2–4% в год в период 1973–1975 гг. Даже худший вариант не выглядит катастрофой.

Сегодня в распоряжении США и ЕС есть эффективные инструменты смягчения потенциально возможного кризиса. У американцев он особенно прост – это рост торгового дефицита. Например, в 2003 г. США импортировали 3,6 млрд. баррелей нефти при среднегодовой цене в 24 доллара за баррель. В 2005 г. – 3,86 млрд. баррелей по цене в 64 доллара. За два года нефтяной импорт стал дороже на 160 млрд. долларов; однако за этот же период отрицательное сальдо торгового баланса выросло на 318 млрд. долларов. Америка не заплатила сокращением потребления за рост нефтяных цен. Вряд ли она и в будущем столкнется с этой проблемой.

В Европе механизм более сложен и связан с курсами европейских валют. Сегодня рост цен на нефть полезно рассматривать в контексте обесценения доллара. В 2002 г. за евро давали 0,82 доллара, а сейчас – почти 1,30. Это значит, что в 2002 г. баррель нефти стоил 30,5 евро, а сегодня – 53 евро (прирост на 15% в год). При повышении цен до 120 долл. за баррель и росте курса евро до 1,55–1,6 долл. за 1 евро стоимость нефти достигнет 73–76 евро за баррель, что не катастрофично, ибо означает сохранение прежних темпов роста нефтяных цен.

Более того. Необходимо иметь в виду, что цены на топливо – а именно о них и ведут речь, когда говорят о проблемах потребителей, – имеют к цене нефти отнюдь не прямое отношение. В США почти половину цены составляет доход нефтяников (в 2003 г. 29 крупнейших нефтяных компаний страны получили 43 млрд. долларов прибыли, а в 2005 г. – уже 94 млрд.!), и некоторое его сокращение помогло бы остановить цены на топливо. В ЕС около 70% в цене бензина составляют налоги – и поэтому тут проблема ценообразования может быть решена даже более просто; следствием может стать небольшой рост бюджетного дефицита – не превышающий 0,3–0,5% ВВП, что также не страшно.

Наконец, наивно думать, что у Запада нет альтернативы нефти. Производство, например, этилового спирта из кукурузы рентабельно при цене нефти в 55 долларов за баррель – и в США доля кукурузы, выращиваемой для выработки спирта, увеличилась с 11% урожая в 2003 г. до 14% в 2005-м и, вероятно, достигнет 20% в 2007 г. В первом полугодии этого года инвестиции в разработку биотоплива превысили в мире 1 млрд. долларов. Это весьма серьезные факты: не стоит забывать, что знаменитый Ford T – первая поставленная на конвейер модель автомобиля – изначально был оснащен двигателем, работавшим на спирте, и только полтора года спустя перепрофилирован под бензиновый движок. И сегодня, например, в Бразилии 44% потребляемого горючего приходится на биотопливо, а 80% производимых автомобилей оснащены двигателями, способными работать и на бензине, и на биологическом топливе.

Кроме упомянутых существуют и другие убедительные аргументы, позволяющие уверенно сказать: наблюдая рост нефтяных цен, не стоит ждать скорого кризиса в западных странах и быстрого процветания в странах нефтедобывающих. И прежде всего потому, что первые в отличие от вторых обладают самым полезным качеством, какое только может быть присуще обществу. Они умеют учиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1113
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
703
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
488
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
701

Другие новости