На 17 сентября в непризнанной Приднестровской Молдавской республике назначен референдум, на котором жителям этого региона будет предложено определить, оставаться ли в составе Молдавии или добиваться присоединения ПМР к России. Отношение объединенной Европы к этому референдуму в интервью «НГ» разъяснила пресс-секретарь Еврокомиссии по внешней политике Эмма Адвин.
– Как в Брюсселе относятся к приднестровскому референдуму?
– Европейский союз не признает самопровозглашенное образование, которое называет себя Приднестровской Молдавской республикой. Это образование не имеет cтатуса и как страна не признано ни одним государством мира. ОБСЕ ясно сформулировало свою позицию – этот референдум нелегитимен. Соответственно и ЕС не признает результаты этого референдума.
– Но почему не принимается во внимание тот факт, что в прежние времена территории на двух берегах Днестра не были единым государством, что люди там всегда говорили на разных языках? Ведь нынешняя Молдавия появилась по воле Сталина...
– В современном мире это не довод, так как множество стран состоит из двух и более этносов. Например, Бельгия, где мы находимся, состоит из трех народов – фламандцев, валлонцев и немцев – и говорит на трех официальных языках. Но это страна, которая международно признана, она имеет признанные границы. Молдова и Приднестровье не имеют международного раздельного статуса и раздельных границ.
– Возможен ли для Приднестровья путь, по которому недавно пошли некоторые народы Европы, – обретение независимости через референдум?
– Понимаю, тут параллель с Черногорией. Но такое сравнение некорректно. Это разные процессы: разделение Cербии и Черногории произошло в соответствии с договором между двумя сторонами. Совсем иная ситуация в Приднестровье, которое не признано ни одним международным органом как власть, отдельная от Молдавии. Нет соглашения между Кишиневом и Тирасполем и по поводу проведения сентябрьского референдума. Так что параллель тут явно неуместна. Думаю, что наилучший сценарий для людей, проживающих в Приднестровье, это интеграция в государство, в котором они проживают. Страна, в которой они проживают, – Молдавия. И с точки зрения ЕС наилучший вариант – это соблюдение международных норм уважения к различным национальным общинам, проживающим на территории государства, и интеграция различных культур, совместное проживание в мире, аккумуляция совместных ресурсов. Это основные характеристики современных европейских государств, и нет причин, из-за которых Молдавия не может пойти по этому пути.
– Как в ЕС относятся к идее лидеров Приднестровья организовать участки для голосования в Москве для выходцев из непризнанной республики?
– Урны для голосования можно разместить где угодно – хоть в штаб-квартире ЕС. Но законности голосованию это не добавит: приднестровский референдум не имеет никакого официального статуса.
Брюссель