Предстоящие в Южной Осетии и Приднестровье референдумы о независимости не должны расцениваться как проявления воли руководства России к поддержке этой независимости или к их присоединению к России. Ведь российская внешняя политика по-прежнему не имеет внятных целей и с исчерпывающей полнотой описывается постыдной «доктриной ситуативного реагирования», а рефлекторное стремление правящей бюрократии к донельзя размытому понятию «величие державы» все же придает некоторым ее действиям тень осмысленности.
Ясно, что признание Западом независимости Косово вызовет не просто стоны о «конце Вестфальской системы», но и серьезные размышления о немедленном встречном признании «непризнанных государств» постсоветского пространства. Эти размышления могут кончиться как обычно – ничем, но уже сама их возможность удерживает Запад от окончательного оформления итогов агрессии 1999 года и запуска нового этапа албанизации Балкан. Ведь признание независимости Косово, вероятно, даст старт переходу от простого вытеснения неалбанского населения Македонии к хоть и по-косовски «мягкой», но этнической чистке.
В отношении же самой России сохраняется возможность возврата к единственно разумной и эффективной политике «собирания земель». Да, современная конкуренция, конечно, ведется не за территории, а за живущих на них людей. Если они есть, их можно обучить, воспитать и превратить в союзников. Если они уничтожены преступной социально-экономической политикой или вместе с местами своего проживания розданы ничтожным соседям – тогда нет и страны, а ее ошметки превращаются в простой объект насилия и разворовывания, в том числе и ее собственными «элитами».
Распад СССР превратил нас в разделенный народ. Это касается всех – не только русских, но и украинцев, казахов, белорусов и остальных. И мы должны сознавать себя разделенным народом, идущим к воссоединению. Это не сегодняшняя задача, истерики только навредят делу, но мы должны сознавать этот путь и твердо идти по нему, вдохновляемые примером уже воссоединившихся немцев и корейцев, которые воссоединятся в обозримом будущем.
В самом деле: Россия не может существовать без Украины (в этом Бжезинский прав) – кроме некоторых ее западных регионов, и ей крайне тяжело жить без Белоруссии. В Центральной Азии граница с Казахстаном в принципе не может быть защищена и обустроена в отличие от во многом объективной границы Казахстана с остальными государствами-соседями. Это дальняя перспектива, но даже самая далекая дорога начинается с одного маленького шага, который давно пора сделать как минимум в отношении Абхазии и Южной Осетии. (Приднестровье – особый случай: его конфликт с Молдавией сегодня носит не этнический, а политический характер и потому поддается урегулированию – если, конечно, это будет в интересах России.) Длительный отказ от принятия их в Россию и омерзительные интриги бюрократии оттолкнули их от нашей страны, и для их возвращения понадобятся время и силы. Признание их независимости – промежуточный, но необходимый этап для запуска реальной, а не фиктивной реинтеграции постсоветского пространства.
Продвижение вперед, хотя и медленное, налицо. Так, переориентация энергоснабжения Грузии на проект Баку–Тбилиси–Джейхан в сочетании со строительством газопровода из Северной Осетии в Южную разделяет системы энергоснабжения Южной Осетии и Грузии, ликвидируя тем самым искусственную связь между ними, технологически принуждающую их к переговорам и компромиссам. Разговоры о том, что новые территории-де совершенно не нужны, так как могут быть только обузой, – ошибка (иногда даже бескорыстная), вызванная привычкой к безграмотной и безответственной политике.
Конечно, поддерживая волю «непризнанных народов», Россия должна скрупулезно выполнять свои международные миротворческие обязательства, при малейшей попытке спровоцировать обострение ситуации следуя им немедленно и в полном объеме, до последнего нарушителя, будь он грузином, абхазом, осетином или марсианином. Кроме того, нельзя забывать, что огромная часть населения Абхазии и более 90% населения Южной Осетии – граждане РФ.
Нельзя совершать демонстративных шагов, попусту накаляющих отношения с недееспособными соседями. Так, нельзя забывать успешное сотрудничество с режимом Саакашвили в борьбе с терроризмом и охране границ. И, разумеется, запрет на грузинское вино должен быть отменен на следующий же день после того, как предназначенное для нас вино можно будет пить. Но в ситуации, когда осетины и абхазы не забывают совсем недавних попыток геноцида и по понятным причинам не хотят жить в Грузии, вне ее воссоединения с Россией, в принципе нет никакого способа решения проблемы, которое могло бы устроить грузинское руководство. Воссоединение это идет полным ходом, чуть ли не четверть Грузии, да и значительная часть населения других стран, в частности Азербайджана, уже живет в России и, возможно, через какое-то время данный вопрос может встать и в формальную повестку дня – но проблема «непризнанных государств» не может ждать так долго.
Россия должна исходить из простого и понятного критерия выбора между принципами территориальной целостности и права наций на самоопределение. Этот критерий безупречно демократичен и заключается в степени желания населения. Если оно доказало свое право на самостоятельность или принадлежность к другому государству так, что сила его желания уйти превысила силу желания покидаемого им государства оставить его под своей юрисдикцией, – посягать на его непосредственно выраженную волю становится невозможно.