Президент Михаил Саакашвили намерен провести через лагеря военных резервистов всю грузинскую молодежь.
Фото Reuters
Знаковое для стран Южного Кавказа заявление сделала на днях комиссар Еврокомиссии по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер. Обращаясь к правительствам стран региона, она напомнила, что в их политике должна преобладать «вовсе не военная логика». «Лидеры ответственны за то, чтобы готовить народы к миру, а не к войне», – сказала Ферреро-Вальднер, выступая на Международном стратегическом форуме в словенском городе Блед, посвященном развитию сотрудничества ЕС с Каспийским регионом – «Взгляд на Каспий-2008». Среди приглашенных на форум были представители ЕС, лидеры некоторых государств Каспийского региона, делегации из России и США, международные эксперты, промышленники. Именно там комиссар Еврокомиссии подвергла резкой критике «пламенную риторику», «перерасходы на оборону» и «вызывающие беспокойство тенденции» в регионе Южного Кавказа и призвала лидеров этих стран «остудить головы».
Энергетическое и геополитическое измерение Каспийского региона, включая Южный Кавказ, обретает все большее стратегическое значение для ЕС в плане как энергетической, так и общей безопасности. Политическая стабильность в регионе, который, как предполагается, будет поставлять 20% энергоресурсов в Европу в рамках программы диверсификации источников, – основное условие для превращения региона в надежного партнера для ЕС. Каспийский регион важен ЕС и с геополитической точки зрения – как «мост в Центральную Азию».
В настоящий момент, несмотря на подготовленную Еврокомиссией программу «Политики соседства», будущее направление стратегии и развития туманно, так как регион представляет мозаику из стран и народов «разных уровней политической и экономической зрелости, что определяет настоящий уровень взаимоотношений как не соответствующий потенциалу».
Обращение комиссара Ферреро-Вальднер к южнокавказским лидерам существенно отступает от политкорректных канонов современного брюссельского чиновничьего языка. Она недвусмысленно констатировала недовольство ЕС современным состоянием дел, в первую очередь проблемами разрешения «замороженных» конфликтов в Абхазии, Нагорном Карабахе, Южной Осетии. «Все стороны не проявили ответственности в нахождении решения», – сказала Бенита Ферреро-Вальднер. «Как правительства могут оправдывать затраты на оборону, в то время как их страны отчаянно нуждаются в инвестициях в образование, здравоохранение и малый бизнес?» – задала риторический вопрос комиссар. «Любая эскалация напряжения может спровоцировать конфликты с разрушительными последствиями для всего региона, – заявила Ферреро-Вальднер. – Я не хочу преувеличивать риск, но надо ясно представлять последствия срыва».
Комментируя выступление комиссара пресс-секретарь Еврокомиссии Эмма Адвин сказала «НГ»: «Мы проделали большую работу. Переговоры с тремя странами завершены, и в октябре Совет ЕС должен утвердить нашу программу сотрудничества в рамках «Политики соседства». Однако, чтобы воспользоваться нашей поддержкой в реформах и модернизации общества, наши соседи должны быть верны взятым на себя обязательствам. Прежде всего в нормализации климата в регионе и в разрешении конфликтов. Регион имеет огромный экономический потенциал, но чтобы реализовать его, нужно создать атмосферу взаимного доверия».
Назначение специального представителя ЕС для Южного Кавказа – Питера Семнебай – свидетельствует о значении, которое ЕС придает урегулированию «замороженных» конфликтов. ЕС намерен продолжать оказывать донорскую помощь региону – Южной Осетии, Абхазии, Нагорному Карабаху для реконструкции экономики и построения гражданского общества.
Политический аналитик Европейского политического центра Аманда Акчакоча сказала «НГ», что послание ЕС странам региона предельно понятно: «Евросоюз вложил много средств в регион и готов продолжать вкладывать при условии, что они откажутся от риторики войны. В особенности Грузия, которая постоянно занимается шантажом. Но за этим шантажом ничего не стоит: экономика страны находится в плачевном состоянии. ЕС дает ясно понять, что не намерен вмешиваться в отношения между Россией и странами региона. Россия слишком важный стратегический партнер ЕС, чтобы рисковать хорошими отношениями. В долгосрочном плане проблему конфликтов может разрешить только экономический подъем».
Аналитик европейского Института предпринимательства Маркус Штубер в комментарии для «НГ» выразил мнение, что геополитическая ситуация в регионе мешает рассмотрению кандидатуры Южного Кавказа как «основного поставщика энергоресурсов», несмотря на фактическое богатство недр Каспия и стремление ЕС к диверсификации источников энергии. Русско-украинский газовый спор «продемонстрировал ЕС его уязвимость от локальных политических условий». Однако Маркус Штубер не считает, что рост инвестиций в Каспийский регион на сегодняшний день видится проблемным. «Напротив, они должны быть использованы для продвижения в регионе. Открытие рынков для инвестиций – важный шаг для стратегии роста», – считает аналитик.
В то же время в Брюсселе не считают, что из-за озвученной Ферреро-Вальднер критики Евросоюз обязательно изменит свои планы политики соседства в отношении южнокавказских республик. Реально о политике ЕС можно будет говорить после утверждения в начале октября планов, разработанных Финляндией как страной – председателем ЕС совместно с Грузией, Арменией и Азербайджаном. На этот же период, кстати, запланирован и визит комиссара Еврокомиссии Бениты Ферреро-Вальднер и представителей финского правительства в регион Южного Кавказа.
Брюссель