Первый саммит президентов стран Центральной Азии, которые в будущем планируют создать Союз центральноазиатских государств, прошел 1–2 сентября в столице Казахстана в неформальной обстановке. И хотя на встречи и диалоги было отведено два дня, самой дискуссии о судьбе региона было посвящено лишь несколько часов.
По официальной информации, в роскошном, как и полагается для встреч такого уровня, президент-отеле «Риксос-Астана» за закрытыми дверями обсуждался «широкий круг вопросов». Участников дискуссии было четверо – президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Киргизии Курманбек Бакиев, президент Узбекистана Ислам Каримов, президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Ждали и туркменского лидера Сапармурата Ниязова, однако он на саммит не приехал. Но, как сообщил казахстанский МИД, Туркменбаши намерен и дальше дружить с Казахстаном.
Основной темой беседы, как сообщили вечером 1 сентября официальные СМИ Казахстана, стал вопрос восстановления Аральского моря. Президенты решили возродить фонд Арала (международный фонд, созданный в 1990-х годах пятью государствами – Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и в настоящее время фактически недействующий) и привлечь к проблеме Аральского моря внимание мировой общественности. «Это проблема не только нашего региона, эта проблема касается Европы и многих других стран», – пояснил Нурсултан Назарбаев.
Все остальное время центральноазиатские лидеры посвятили экскурсии по Астане. Они осмотрели новый жилой комплекс «Триумф Астаны» (самое высокое жилое здание в столице) и приняли участие в торжественной церемонии открытия Дворца мира и согласия. Дворец возведен в форме пирамиды высотой 62 метра. Внутри будут музей, оперный театр на 500 мест, различные залы для собраний и конференций, а на самой вершине пирамиды – круглый зал на 200 мест, где планируется проводить собрания лидеров различных религий и конфессий. Именно в этом здании в середине сентября пройдет II Съезд мировых и традиционных религий. Ну а на открытии нового объекта президенты наслаждались не только архитектурным творчеством, но и высоким, вечным искусством – на новой сцене пела оперная дива Монсеррат Кабалье.
Через два дня из высоких гостей в Астане остался лишь узбекский лидер, совместивший поездку на саммит с первым государственным визитом в Казахстан. Этот визит оказался более плодотворным: по итогам двусторонних переговоров подписаны соглашения о сотрудничестве практически во всех сферах. Сами президенты на брифинге для прессы выделили договоренности в транспортной и военной сферах. В частности, по словам Нурсултана Назарбаева, «будет специальный протокол по транспортным коммуникациям, выходу узбекских грузов на порт Актау в Каспийском море, железнодорожному и автосообщениям». Достигнута договоренность о проведении совместных военных штабных учений и обмене опытом в военно-технической области. Конечно же, президенты решили увеличить торговый оборот и заявили, что уже в текущем году ожидается рост объема торговли между Казахстаном и Узбекистаном на 27%, то есть он превысит 700 млн. долл. (в первом полугодии этого года товарооборот двух стран составил 293,4 млн.).
В течение практически всего президентского брифинга официальные заявления перемежались с заверениями в вечной дружбе. Ислам Каримов, расчувствовавшись, заявил, что готов решить все, о чем только не попросит его казахстанский президент, и активно поздравлял казахстанцев (правда, с чем – никто не знает). Назарбаев в ответ назвал Каримова личным другом, а отношения двух стран после визита – прорывными.
Аналитики сходятся во мнении, что состоявшийся неформальный саммит – первая попытка, своего рода пробный шар распределения ролей в будущем Союзе центральноазиатских государств.
Так, по уровню экономического и политического развития Казахстан давно обогнал своих региональных соседей. Да и авторство идеи создания союза принадлежит именно казахстанскому лидеру. Тем более что подобная инициатива объективно уже назрела: слишком много разных интересов пересеклось в Центральной Азии, и совершенно очевидно, что лидеры государств этого региона не хотят отпускать ситуацию «на самотек» и отдавать контроль в чужие руки. Однако с выбором «рук собственных» могут возникнуть (если уже не возникли) проблемы. Все четыре страны, участвовавшие в неформальном саммите, давно уже получили статус «государств с авторитарным режимом», а их президентов в западной прессе нередко называют диктаторами. И, конечно, никто из них не жаждет отдавать часть своей власти над ситуацией в регионе.
Достигнуть договора на паритетных началах будет очень сложно. Это легко можно проследить даже на двусторонних отношениях, к примеру, Казахстана и Узбекистана. Несмотря на все существующие договоры о вечной дружбе и безвизовый режим, казахстанско-узбекская граница – самое опасное место. В приграничных районах регулярно происходят вооруженные стычки: пограничники (чаще узбекские) активно занимаются отстрелом так называемых нарушителей государственной границы, хотя «диверсанты» фактически являются мирным населением, чьи родственники, после проведения пограничной черты, оказались жителями другого государства. Люди продолжают ходить друг к другу в гости и периодически попадают под пули. Так, по информации пограничной службы Казахстана, с 2002 года на казахстанско-узбекской границе было зарегистрировано девять случаев применения оружия со стороны узбекских пограничников, в результате чего было ранено шесть граждан Казахстана и один погиб. Со стороны погранслужбы Казахстана было шесть случаев применения оружия, ранено трое граждан Узбекистана, один погиб.
Очевидно, что при таких двусторонних взаимоотношениях выстроить сотрудничество в рамках союза будет крайне сложно. Каждый лидер будет перетягивать «одеяло» на себя, стремясь «застолбить» как можно больше полномочий, что, естественно, затянет процесс создания союза.
Астана