В Косово нередко происходят столкновения из-за споров о судьбе края.
Фото Reuters
Переговоры об окончательном статусе Косово оцениваются многими его участниками как практически безрезультатные. И это неудивительно. Ведь Сербия и представители косовских албанцев занимают по основному вопросу прямо противоположные позиции. Сербские власти готовы предоставить Косово статус самой широкой автономии и даже суверенитет во многих вопросах внешней и внутренней жизни (включая самостоятельное членство в международных организациях, за исключением ООН). Единственное, от чего не могут отказаться сербы, – юридическое сохранение территории края в составе сербского государства. Но именно этого как раз и не хотят нынешние косовские власти. Сербскому подходу «больше чем автономия, меньше чем независимость» официальные представители косоваров противопоставляют лозунг «только независимость».
В настоящее время ситуация осложняется еще и тем, что с распадом Сербии и Черногории (СиЧ) возникла некоторая неопределенность в международно-правовом статусе Косово. В соответствии с принятыми в 1999 году решениями Совета Безопасности ООН и заключенными в соответствии с ними международными соглашениями, край был признан неотъемлемой частью существовавшей на тот момент Союзной Республики Югославия, правопреемником которой в 2002 году стала СиЧ. Теперь, после отделения Черногории и окончательного распада бывшей Югославии, правопреемником СиЧ объявила себя Сербия.
Однако международного признания это правопреемство не получило. Зато все большее признание в западных странах получает мнение о том, что вопросы правопреемства бывшей Югославии должны решаться не в Белграде, а в Вене, Брюсселе, Нью-Йорке и Вашингтоне. А это означает, что международно-правовые гарантии непредоставления независимости Косово потихоньку аннулируются «в силу изменения обстановки».
Очевидно, что получение Косово независимости будет означать не только попрание принципа нерушимости границ. Независимость Косово – это фактическое разрушение всех закрепленных в Уставе ООН основополагающих принципов международного права: принципов государственного суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела и т.д.
Но очевидно и другое. После косовского конфликта последнего десятилетия XX века албанское население края (свыше 90% его жителей) никогда не согласится вернуться к прежнему автономному или даже «расширенно автономному и частично суверенному» статусу только в рамках Сербии.
Трагедия сербов, изгнанных в 1999 году из Косово и Метохии (колыбели сербского народа), понятна. Но необходимо помнить, что годом ранее с территории края изгонялись албанцы. У албанского народа тоже есть своя трагедия – трагедия разделенного народа. Сейчас появляется шанс решить проблемы и сербского, и албанского народов путем установлением над Косово сербско-албанского кондоминиума.
Кондоминиум (совместное владение двух и более государств одной и той же территорией) нередко использовался в европейской и мировой практике. Наиболее известные примеры относятся к колониальным странам (англо-египетский Судан и англо-французские Новые Гебриды), но неоднократно кондоминиумы создавались и на территории Германии и Италии (например, прусско-нидерландский кондоминиум над округом Морене).
В условиях кондоминиума территория Косово стала бы составной частью территории Албании, оставаясь при этом составной частью территории Сербии. Жители края – албанцы, сербы и представители других этносов, сохраняя единое гражданство Косово, могли бы также выбрать сербское или албанское гражданство. Таким образом, объединившийся албанский народ стал бы жить в едином албанском государстве, а Сербия бы сохранила свою территориальную целостность.
При этом косовские власти могли бы иметь практически полную внешнюю и внутреннюю самостоятельность, ограниченную только международными соглашениями о статусе Косово, гарантами которого могли бы выступить США, ЕС и Россия. Они же совместно с Сербией и Албанией могли бы сформировать многонациональные силы, которые бы выполняли на территории края функции пограничных и внутренних войск, охраняя общественный порядок и безопасность всех его жителей независимо от этнической принадлежности. Под эгидой таких многонациональных сил могло бы быть осуществлено разоружение экстремистов, ликвидация организованных преступных группировок и безопасное возвращение сербских беженцев.
А главное – идея албанско-сербского кондоминиума над Косово как средства объединения разделенного албанского народа при одновременном сохранении территориальной целостности Сербии способна стать единственным реальным форматом приемлемого для всех статуса Косово. Именно поэтому сербскому правительству стоит задуматься над ней.