Азербайджанская нефть интересует сегодня не только участников проекта Баку–Тбилиси–Джейхан.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
На прошлой неделе финишировали продолжавшиеся четыре года переговоры о транспортировке казахстанской нефти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). В Алма-Ате в рамках 2-го саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) президенты Ильхам Алиев и Нурсултан Назарбаев поставили свои подписи под «Договором между Казахстаном и Азербайджаном по поддержке и содействию транспортировке нефти из Казахстана через Каспийское море и территорию Азербайджана на международные рынки посредством системы Баку–Тбилиси–Джейхан».
На начальном этапе по БТД предусматривается транспортировка 7,5 млн. тонн казахстанской нефти с последующим увеличением этого объема до 20 млн. тонн. Проект исходит из объемов запасов месторождения «Кашаган», которые оцениваются в 10–13 млрд. баррелей. Как предполагается, уже в 2008 году на этом месторождении начнется добыча нефти. Создание необходимой системы и транспортировка нефти с месторождения «Кашаган» по БТД ожидается в 2010 году. Следует заметить, что основными экспортерами казахстанской нефти будут французская компания Total, американская Conoco Philips, японская INPEX и итальянская Eni, задействованные в проекте разработки «Кашагана». Если учесть, что эти же компании входят в спонсорскую группу трубопроводного консорциума BTC Co, то понятно их желание доставлять свою нефть в порт Джейхан по собственной трубе.
Но для этого необходимо еще построить нефтепровод протяженностью 700 км в Казахстане, создать терминал, систему разгрузки-погрузки на азербайджанском берегу Каспия и сделать врезку в БТД. По предварительным оценкам экспертов, система Актау–Баку обойдется в 3 млрд. долл. Но даже при таких затратах экспортный тариф БТД для казахстанской нефти практически будет в пределах 32 долл. Именно столько тратит Казахстан на доставку нефти на Черное море. Однако выход по БТД в Средиземное море значительно сократит общие транспортные расходы и тем самым уменьшит себестоимость экспортируемой нефти.
Комментируя подписание договора между Астаной и Баку, политолог Алпай Ахмед сказал «НГ», что подключение Казахстана к БТД продиктовано политической и экономической необходимостью. «Получив доступ к бакинской трубе, Астана тем самым пытается ослабить зависимость от Москвы. В этом заинтересованы как руководство Казахстана, так и страны Запада, в том числе США. Что же касается экономического аспекта, то сегодня преимущество БТД над другими маршрутами доставки углеводородов с каспийского шельфа на мировые рынки никто не ставит под сомнение», – считает эксперт.
Подтверждением тому стали и новые инициативы, с которыми выступает Израиль. Недавно в Баку министр инфраструктуры Израиля Биньямин Бен-Элиэзер заявил, что Израиль заинтересован в транзите азербайджанской нефти на Ближний Восток. «Мы и азербайджанская сторона заинтересованы в том, чтобы транспортировать азербайджанскую нефть из Джейхана по трубопроводу Ашкелон–Элот в Красное море, а оттуда – на такие большие рынки, как Индия и Китай. Ашкелон–Элот – работающий трубопровод, и это самый дешевый и короткий путь из Средиземного моря до Красного», – сказал Бен-Элиэзер.
Следует заметить, что Израиль в год потребляет 12 млн. тонн нефти, из которых 2 млн. тонн добывается в Азербайджане.
Баку