Межконфессиональное противостояние нагнетается экстремистами самых разных мастей.
Фото Reuters
Сегодня вопросы межцивилизационного разлома вышли на первый план. Чуть ли не каждую неделю действия международных террористов напоминают нам о серьезной опасности, с которой мир столкнулся в XXI веке. Если в руки этих фанатиков попадет ОМП, то последствия будут катастрофическими для всей планеты. Экстремистские силы подталкивают человечество к своего рода противостоянию цивилизаций, и здесь речь прежде всего о христианской и мусульманской цивилизациях. Не случайно в целом ряде стран происходят столкновения на религиозной почве.
В эпоху глобализации культурные различия становятся все более очевидными, и это во многом объясняется тем, что в условиях универсализации экономики, перехода на рыночные основы, растущей взаимосвязанности государств в силу облегчения коммуникационных и информационных контактов небольшие государства и нации стремятся сохранить свою самобытность и самостоятельность путем большего акцента на подчеркивание своей идентичности, что находит отражение прежде всего в культурно-религиозных аспектах.
Хотя немало аналитиков склонны основное противоречие определять как мировой конфликт третьего мира против «золотого миллиарда», многие политологические школы пытаются убедить нас в том, что на фоне ослабления христианского влияния и растущего напора воинствующих исламистских радикалов раздел мира по религиозно-цивилизационному признаку неизбежен. Каковы бы ни были оценки этих явлений, очевидно, что данные проблемы стучатся в дверь.
Президент РФ Владимир Путин в своем приветствии участникам Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» в конце марта с.г. приравнял угрозу межцивилизационного раскола к таким вызовам, как опасность международного терроризма и распространение оружия массового поражения. Особое беспокойство многих ученых и политиков вызывает фактически начавшаяся холодная война между Западом и исламским миром. К сожалению, подобных проявлений становится с течением времени все больше, наибольшая напряженность проявляется на линиях цивилизационного раскола, а острота конфликтных ситуаций нарастает.
Международные кризисы
Это отчетливо видно на примере самого застарелого конфликта – ближневосточного. Сейчас доверие между палестинцами и израильтянами серьезнейшим образом подорвано, возможности мирного процесса заметно ослаблены, арабские политологи говорят, что дело урегулирования отброшено на многие годы назад. Между тем в арабо-израильский конфликт прямым или косвенным образом втянуты очень многие государства, и обострение отношений между палестинцами и израильтянами негативно сказывается на политическом климате планеты.
По негативному влиянию на общую ситуацию в мире с ближневосточным конфликтом соперничает и проблема Ирака. Эта важнейшая страна арабского мира и один из очагов древнейшей цивилизации фактически после трех лет со времени американского вторжения балансирует на грани гражданской войны. При этом угроза расползания иракской нестабильности на другие страны с каждым днем увеличивается, не говоря о том, что некоторые западные деятели высказываются об Ираке как о новом рассаднике терроризма (контрпродуктивность вторжения США в Ирак все более ощущается самими американцами: в конце апреля бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила, что эта война может закончиться для Америки величайшей внешнеполитической катастрофой).
Серьезно осложнилась обстановка вокруг иранской ядерной программы. Примечательно, что в большинстве мусульманских стран давление США и Западной Европы на Тегеран воспринимается как «попытка великих держав сокрушить подрастающего конкурента». В данной связи арабская газета «Аль-Хаят» проводит параллели с действиями западных держав в отношении исламских стран в XIX и XX веках, которые всегда были направлены на ослабление мусульманского сообщества.
Все больше мусульман воспринимают действия Запада в отношении исламского мира с подозрением. Недавний опрос в Турции, которая уже более 50 лет является членом НАТО, показал: 74% респондентов рассматривают США как «основную угрозу всеобщему миру».
«Скандал с карикатурами» не добавил доверия в отношения между ведущими религиями мира. В одном ряду с этой потрясшей исламское сообщество конфликтной ситуацией стоят такие события со знаком минус, как пытки в тюрьмах Абу-Грейб, действия Вашингтона по отношению к узникам концентрационного лагеря Гуантанамо, сообщения о секретных тюрьмах ЦРУ и т.п. – все это приводит к тому, что во многих мусульманских странах объявленная борьба с терроризмом воспринимается прежде всего как война против ислама.
Свою лепту в этот накал отчужденности внесли и бунты во Франции, когда молодежь, прежде всего арабо-мусульманского происхождения, протестовала, применив насильственные методы, против своего неравноправного положения в обществе. Проблемы взаимоотношений государств Западной Европы с мусульманскими общинами осложняются из-за слабой интеграции мусульман в местные общества. Это вызывает рост антиэмигрантских и ксенофобских настроений.
Те, кто исповедует жесткие идеологизированные подходы к международным делам и стремится решать проблемы международных отношений на путях выравнивания всех стран под одну гребенку, фактически играют на руку террористам и экстремистам.
Межконфессиональное противостояние нагнетается экстремистами разных мастей. Для них, как правило, характерно черно-белое видение мира. Бен Ладен и его соратники не устают призывать мусульман уничтожать американцев, в том числе даже мирных жителей, ибо считают их «законными целями», а известный евангелистский американский проповедник и политик Пэт Робертсон, который не раз обрушивался с резкой критикой в адрес мусульман, в конце апреля с.г. сравнил ислам с нацизмом.
Равноправный диалог
Если разрыв между имущими и неимущими будет продолжать увеличиваться, а богатые государства не осознают необходимости более энергичного содействия бедным, если общими усилиями не будут разработаны основы равноправного межцивилизационного диалога, мир столкнется с новыми угрозами и конфликтами, последствия которых зачастую трудно предугадать.
Последние 7 лет много говорится о необходимости диалога цивилизаций. На эту тему написаны сотни статей, книг.
Широкий резонанс получила испано-турецкая инициатива «Альянс цивилизаций», которая пользуется растущей поддержкой в мире и обещает выдвинуть новые идеи относительно того, как добиться в мире межцивилизационного согласия. Хотелось бы также отметить инициативу государства Катар, которое энергично проводит линию на развитие диалога между христианской, мусульманской, иудейской религиями. Катарцы руководствуются тезисом о том, что последователи этих авраамических религий объединяют более половины всего человечества и имеют многие общие постулаты – веру в единого Бога, общие ценности, воплощенные в известных заповедях, и сознание того, что важнейшая задача религии – служить человеку в обеспечении его права на лучшую жизнь, распространять мир, согласие и любовь.
В последние годы заметно возросла роль России. С начала XXI века функционирует общественно-политический форум за диалог цивилизаций, который был создан Центром национальной славы России во главе с Владимиром Якуниным. Он называется Родосским форумом, проводится ежегодно и становится все более представительным.
Москва предложила ряд интересных инициатив, чтобы не допустить межцивилизационного противостояния. Радикалы пытаются воссоздать своего рода железный занавес между христианством и исламом, хотя реального конфликта между цивилизациями нет, а напряженность объясняется прежде всего социально-экономическими и политическими причинами.
Россия присоединилась в качестве наблюдателя к Организации Исламская Конференция в 2005 г. В марте 2006 г. состоялось первое заседание группы стратегического видения «Россия – исламский мир» под председательством академика Евгения Примакова. Это инструмент налаживания партнерского взаимодействия между РФ и мусульманскими странами: в группе около 20 виднейших представителей мусульманских стран. Выдвинутое группой предложение создать при Генеральном секретаре ООН на постоянной основе совещательный орган «Совет цивилизаций» привлекло всеобщее внимание.
Как отмечал в апреле с.г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, нужно увязать все вышеупомянутые идеи и предложения «в единый системный процесс с участием не только правительств, но и гражданского общества».
В апреле 2006 г. Русский Народный Собор выдвинул свою концепцию понимания прав человека, дополнив их прежде всего нравственным содержанием. Одновременно там был подчеркнут традиционный постулат православия, гласящий, что интересы общины стоят выше интереса индивидуума. Эти идеи получили резонанс в мусульманском мире, поскольку они во многом перекликаются с основными принципами исламской религии.
Намеченный в Москве на 3-5 июля Всемирный саммит религиозных лидеров воспринимается как важная веха на пути мобилизации духовных пастырей на общую борьбу за реальное партнерство цивилизаций. Ведь на протяжении тысячелетий именно религия выступала организующим началом общества.
Россия, в силу истории и географии (мусульмане в нашей стране составляют 10% населения, и добрые отношения между христианством и исламом существуют в России более тысячи лет), подготовлена для того, чтобы выполнить роль цивилизационного моста. В нынешних условиях очевидно, что с терроризмом только военными методами справиться невозможно, нужно активно продвигать равноправный диалог и воспитывать терпимость и всячески поощрять познание иных культур на основе взаимности.
Недавно на круглом российско-иорданском столе о сосуществовании исламской и христианской цивилизаций, который проводился в связи с вручением королю Абдалле II премии фонда Андрея Первозванного «За диалог цивилизаций», многие арабские участники говорили, что в России они видят мост между Западом и Востоком, связующее звено различных культур. Этот вывод пробивает себе дорогу во многих мусульманских странах и постепенно получает признание и в западных государствах.
Исторический опыт свидетельствует, что в России не было места религиозным войнам. Ничто не может быть более естественным для России, чем активно развивать межконфессиональный диалог. Призвание России – связывать народы различных цивилизаций и культур. Видим в этом и наше преимущество, и богатство, и опыт, который, несомненно, имеет прикладное значение.