В последнее время вопрос о вступлении Киргизии в Программу HIPC (предназначенную для помощи беднейшим странам мира) стал предметом серьезной общественной дискуссии в стране. Причем ситуация неоднозначно воспринимается как правящими структурами, так и простыми гражданами. По мнению многих, вступление Киргизии в Программу HIPC означает безусловное признание руководством страны собственной политической и экономической несостоятельности.
Чтобы понять, на каком уровне окажется Киргизия, попав в число опекаемых этой программой, надо вспомнить, что в ней участвуют 38 стран, 32 из которых расположены в Африке к югу от Сахары и являются наименее развитыми странами мира. Программа эта долгосрочная (рассчитана от 25 до 40 лет), разработали ее Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1996 году. Она содержит около 100 различных условий, которые необходимо последовательно выполнять. HIPC хороша для стран-доноров, но абсолютно не подходит для стран-реципиентов – получателей помощи.
Этой программе был посвящен состоявшийся в конце мая гражданский форум «Вступление Кыргызстана в программу HIPC: за и против». Многие общественные и политические деятели страны считают, что вступление Киргизии в HIPC приведет к углублению взаимного непонимания и тотальному расхождению интересов правящего режима и гражданского общества.
Одна из причин, по которым участники форума считают программу неприемлемой для Киргизии, – внешний долг маленькой республики превышает 2 млрд. долл. и продолжает расти, но его надо отдать иностранным кредиторам. Нельзя политику невозвращения долгов возводить в ранг государственной политики.
При этом за программами МВФ и ВБ, как правило, стоят США. В свете продолжающегося передела геополитического наследства СССР мы видим, что сейчас происходит второй этап распада СССР, сохраняющегося в виде СНГ, и главную скрипку здесь играет американская дипломатия. Киргизия имеет принципиальное значение для США с точки зрения стратегического значения, поскольку дает возможность контроля над большей частью Китая, открывает возможности давления на российское пространство и зону российских интересов в Центральной Азии и СНГ в целом. Переход страны к режиму внешнего правления со стороны подконтрольных США международных финансовых институтов приведет к тому, что страна станет придатком американской дипломатии. Это приведет к разрыву традиционных партнерских связей, что крайне невыгодно для Киргизии, поскольку приведет страну к политическому закабалению.
Кроме того, HIPC предусматривает полное управление со стороны международно-финансовых институтов. Но, как показывает опыт ее реализации в других странах мира, при этом усиливается внутренняя социальная нестабильность, растет экономическая зависимость, увеличивается сумма внешнего долга, а в итоге достигается совсем противоположный эффект. С этой точки зрения для Киргизии целесообразнее использовать другие механизмы реструктуризации своих долгов. Это и списание долгов за экологию, за образование, недавно появилась еще одна программа списания долга за устойчивое развитие. Это именно тот механизм, который позволит Киргизии сохранить свою привлекательность для иностранных партнеров как независимого партнера, субъекта международных отношений, а не объекта приложения сторонних интересов.
Сейчас много говорят о том, что Киргизия, еще не вступив в программу HIPC, уже является таковой в силу колоссального внешнего долга, а также в силу зависимости от своих внешних партнеров. Однако если Киргизия вступит в эту программу, то окончательно закроет для себя двери в достойное будущее. Страны, признавшие свое полное банкротство в политическом, экономическом и социальном плане, закрывали перед собой долгосрочную историческую перспективу развития самостоятельного государства.
В правительстве, в руководстве страны до сих пор не достигнуто единства по этому вопросу. Показательно при этом заявление МИД Киргизии, выступившего с обоснованной критикой возможного вступления страны в эту программу, тогда как Минфин активно лоббирует HIPC. Примечательно, что посол США Мария Йованович попыталась оказать влияние на дискуссию, расписывая прелести вступления Киргизии в программу HIPC.
Однако единственным рецептом для спасения национальной политики и экономики Киргизии, судя по всему, остается принципиальная реформа органов государственного управления, реальная борьба с коррупцией и перенаправление колоссальных ресурсов из теневой экономики в государственный сектор.