0
1760
Газета Дипкурьер Интернет-версия

05.06.2006 00:00:00

Экспансия свободы на постсоветском пространстве

Алла Язькова

Об авторе: Алла Алексеевна Язькова - руководитель Центра проблем Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН.

Тэги: гуам, снг


гуам, снг В Киеве лидеры «четверки» – Владимир Воронин, Ильхам Алиев, Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили (на снимке – слева направо) – еще раз показали свое стремление максимально дистанцироваться от Москвы.
Фото Reuters

В конце мая в Киеве состоялась встреча глав государств – членов ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), в которой приняли участие в качестве наблюдателей президенты Румынии, Литвы, Польши и вице-президент Болгарии, а в качестве гостей – генсек ОБСЕ и представитель Госдепартамента США. Россию на саммите представлял глава дипмиссии Виктор Черномырдин. Итогом киевской встречи стало преобразование ГУАМ в международную организацию «За демократию и экономическое развитие – ГУАМ» (сокращенно ОДЭР–ГУАМ).

Встреча «четверки» проходила на фоне обострения торгово-экономических и отчасти политических отношений Москвы с Кишиневом и особенно с Тбилиси. К тому же за несколько недель до этого началась публичная дискуссия о возможном пересмотре Грузией, Молдавией и Украиной формата их пребывания в рамках СНГ. Несмотря на сбалансированное заявление первого замминистра иностранных дел РФ Андрея Денисова о том, что «Москва не видит антироссийской составляющей в происходящем в Киеве», и высказанное им предложение сосредоточиться на совершенствовании уже существующих форм сотрудничества, оценки СНГ «как неэффективного образования» стали доминирующими в ходе киевского саммита. Не изменили их и «успокаивающие» заявления главы украинского МИДа Бориса Тарасюка о том, что «ГУАМ не является «анти» или же объединением против кого-то».

Предыстория

Для того чтобы оценить перспективы вновь созданного «союза четырех», стоит напомнить, что ГУАМ сформировался еще во второй половине 1990-х годов, когда стали очевидными серьезные проблемы функционирования СНГ и обозначились два возможных варианта его развития. Один – это квазиинтеграция в рамках всего Содружества, принятие множества ни к чему не обязывающих документов при сохранении значимой для его участников возможности проведения протокольных и неформальных встреч на уровне президентов, премьер-министров, министров иностранных дел. Второй – это развитие практического взаимодействия с возможной перспективой интеграции в экономической или военно-политической сферах в рамках того же СНГ, но в более узком составе. Одним из примеров подобного субрегионального сотрудничества стало созданное в 2000–2001 годах ЕврАзЭС.

Таким же объединением по интересам был заявлен и ГУАМ, с самого начала ориентированный на европейские и международные структуры. Достигнутые государствами-членами договоренности о взаимном сотрудничестве были в мае 1997 года одобрены ОБСЕ. В октябре того же года на саммите ЕС в Страсбурге ГУАМу присвоили статус «консультативный форум». В апреле 1999-го на встрече в Вашингтоне в дни празднования 50-летия НАТО к союзу присоединился Узбекистан, позднее заявивший о своем ограниченном в нем участии и в мае 2005 года – о выходе из него. Наконец, в сентябре 2000 года, в ходе саммита тысячелетия в ООН был принят Меморандум, регулирующий цели создания и деятельность ГУАМ, и вскоре ГУАМ получил статус региональной организации, что было подтверждено в подписанной его участниками в июне 2001 года Ялтинской хартии.

При этом политические цели ГУАМ первоначально были обусловлены стремлением совместно противостоять пересмотру Россией фланговых ограничений обычных вооруженных сил (ОВС) в Европе и опасениями, что это могло бы узаконить присутствие российских вооруженных контингентов в Грузии, Молдавии и на Украине. Политическая составляющая стала еще более заметной после того, как в 1999-м Грузия, Азербайджан (и Узбекистан) вышли из Договора о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ, а в декабре 2002-го была утверждена Рамочная программа сотрудничества ГУАМ–США.

Согласно принятым в Киеве документам, приоритетные задачи организации «За демократию и экономическое развитие» заложены в экономической и энергетической сферах. «Азербайджан владеет уникальной добычей нефти, Украина владеет уникальными возможностями транзита. Почему бы эти усилия не объединить?» – так на саммите был поставлен вопрос об энергетических программах, альтернативных российским, для чего в рамках ГУАМ был создан Топливно-энергетический совет. Нельзя не заметить, что планируемый в этой связи нефтепровод Одесса–Броды с его продолжением до польского порта Гданьск сможет функционировать лишь в случае объединения нефтяных потоков Азербайджана и Казахстана. Это же относится и к проектам транспортировки газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз, большая часть которого, согласно достигнутой договоренности, пойдет по маршруту Баку–Тбилиси–Эрзерум. Еще один шаг – подписание протокола о реализации зоны свободной торговли как альтернативы предложенному Россией ЕЭП.

Друзья за океаном и в Европе

С самого начала существенную поддержку странам ГУАМ оказывал Вашингтон, действуя в рамках общей американской стратегии, заявленной президентом Бушем как «экспансия свободы» и «поддержка тех, кто к ней стремится». Поэтому страны ГУАМ оказались в эпицентре противостояния крупных держав за освоение и транспортировку энергоресурсов Каспия. В то же время, как это было в мае 2006 г. отмечено в совместном заявлении министров иностранных дел ГУАМ–США, евроатлантическая группа советников, созданная после кишиневского саммита ГУАМ (апрель 2005 г.), доказала свою эффективность в имплементации Рамочной программы ГУАМ–США. Америка подтвердила свою поддержку территориальной целостности государств ГУАМ и мирного урегулирования нерешенных конфликтов посредством переговоров.

Однако нынешние издержки американской политики в регионе Большого Ближнего Востока приводят к тому, что решение части задач на этом направлении берут на себя региональные партнеры США, новые члены НАТО, к числу которых принадлежат Польша и Румыния. Еще до вступления Румынии в НАТО ее руководство заявило о намерении играть роль «важного якоря» Запада в регионе с многосторонним стратегическим значением (в районе Причерноморья и «по направлению к Кавказу и Центральной Азии»). Поэтому готовность Румынии вступить в ОДЭР–ГУАМ не стала неожиданностью. Смысл преобразования ГУАМ в ГУРАМ разъяснил посланник Бухареста в Баку: «В случае вступления в ГУАМ Румыния принесет в организацию свой опыт как страны – члена НАТО, а в перспективе – и Евросоюза... Для Румынии ГУАМ – это организация с большой перспективой, поскольку два ее члена – Украина и Молдавия – являются соседями Румынии».

В отличие от США, укрепляющих контакты со странами ГУАМ прежде всего по причинам геополитического порядка, Евросоюз воздерживается от прямой поддержки этой организации, которую в Кремле воспринимают как «антироссийский блок». Показательно, что США представлял спецпредставитель Госдепа – заместитель помощника госсекретаря, а Евросоюз ограничился главой представительства Еврокомиссии на Украине. В то же время экономические проблемы Черноморско-Каспийского региона входят в сферу интересов стран ЕС. За исключением поддержки евразийских нефтетранспортных коридоров и проекта «Виртуальный шелковый путь» (спутниковая система электронного обмена информацией для стран Южного Кавказа и Центральной Азии) Евросоюз склонен к более осторожным действиям, рассматривая их в контексте взаимоотношений с Россией.

А что же Россия?

Москва осталась «за кадром» киевского саммита, который, по оценке западных комментаторов, «может стать знаковым» – с точки зрения подготовки к демонтажу СНГ. Здесь нельзя не вспомнить, что еще в конце 1990-х годов серьезные эксперты замечали, что гневаться на страны ГУАМ – занятие для Кремля непродуктивное. Россия не предложила приемлемых для них вариантов решения затяжных региональных конфликтов и не могла оказать им помощи, сравнимой с США и ЕС. Строго говоря, государства ГУАМ объединились в свое время не против России, а во имя собственного спасения и создания противовеса безынициативности СНГ.

Влияние России в регионе Причерноморья, то есть в геополитическом пространстве ГУАМ, существенно ослабло после цветных революций в Грузии и на Украине. Но кардинальный перелом в отношениях России на этом пространстве произошел после «газового противостояния» с Украиной и торговых войн с Грузией и Молдавией. Не привели к усилению роли Москвы в регионе и ее попытки оказать поддержку сепаратистским режимам, скорее наоборот, российское вмешательство только помогло странам ГУАМ упрочить контакты между собой и с Западом. Не случайно тема «замороженных конфликтов» была обозначена в повестке дня киевского саммита именно с подачи США.

Настало время определить: до какой степени Россия готова пойти на конфронтацию с НАТО и США, имея в виду, что они не допустят распада Грузии и Молдавии; каким видится будущее СНГ и какими могли бы стать обновленные формы сотрудничества? Россия могла бы переломить ситуацию, опираясь не на провальные «политтехнологии», а на поиск реальных компромиссов с соседями. Для многих политиков стран ГУАМ очевидна необходимость восстановления и налаживания экономических отношений с Россией, тем более что перспективы их интеграции в Евросоюз пока иллюзорны.

В этой связи стоило бы вспомнить уже существующие в регионе Большого Причерноморья организации многостороннего сотрудничества. В апреле 2005 года Россия в числе 12 стран – членов Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) подписала с ЕС соглашение о диверсификации путей транспортировки каспийской нефти в Европу и на Балканы. Учитывая, что в рамках ОЧЭС Россия имеет дело также и со всеми странами, входящими в ГУАМ, и их интересы в регионе Черного моря по ряду позиций совпадают, это могло бы постепенно создать основу для сотрудничества с ними, в том числе и в реализации энергетических проектов, связывающих Балканы, Кавказ и Россию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Михаил Сергеев

Зеленая повестка перестанет доминировать в США

0
700
КПРФ готова платить за сохранение памятников Ленину

КПРФ готова платить за сохранение памятников Ленину

Дарья Гармоненко

По указанию Зюганова партия откладывает всякую оппозиционную активность на потом

0
540
Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Иван Родин

Запрет анонимных фондов в соцсетях, видимо, затронет и сборы денег на СВО

0
552
Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Наталья Приходко

Брюссель не потребует от Киева возобновления транзита российского газа для Словакии

0
611

Другие новости