Намерение Грузии, Украины и Молдавии выйти из СНГ создает угрозу формального его распада. Приднестровье и Абхазия теоретически могут занять их места, но, как писал О’Генри, «песок – плохая замена овсу». При этом задумавшиеся о выходе из СНГ страны не обладают и не могут обладать реальным суверенитетом. Они выбирают не свободу или зфависимость, но субъект своей зависимости – Россию или Запад. Правда, нельзя выбрать сувереном того, кто не хочет быть им. Изменение позиции руководства трех стран – факт отношений России не только с ними, но и с Западом. И это очень серьезно.
Да, российская бюрократия провалилась почти на всем постсоветском пространстве. Особенно позорными были ее провалы в Грузии, окончательно погрузившейся во тьму, в Молдавии, хамски отброшенной от естественного партнерства с Россией, и на Украине.
Все это мало что значило, пока Запад признавал право России на преобладающее, а после замены власти в Грузии и на Украине – существенное влияние в СНГ. Изменение их позиций – признак того, что Запад больше не признает это право.
Вероятно, перелом произошел в результате «газовой войны» с Украиной, потрясшей Запад шантажом и созданием непрозрачного «РосУкрЭнерго». Реакция на это волнами накатывает сейчас на Россию. США выдвинули новые, заведомо неприемлемые условия для вступления России в ВТО, а ЕС, по сути, аннулировал свое согласие, внезапно потребовав отмены платы за пролет над Сибирью и ратификации Договора к Энергетической хартии.
Претензии в адрес Москвы становятся жестче и исходят уже не только от аналитиков, но и от высших руководителей. Знаменитые вильнюсские высказывания Чейни не могли не получить личного одобрения президента Буша, а идея строительства газопровода из Казахстана на Запад в обход России – классический пример использования «энергетического оружия», в котором обвиняют нашу страну. В отличие от подключения Казахстана к нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан газопровод сможет отсечь Россию от необходимого ей узбекского и туркменского газа, нехватку которого она ощутит раньше, чем предполагалось.
Проведение накануне встречи «большой восьмерки» саммита США–Евросоюз в Вене свидетельствует о намерении Запада приехать в июле в Санкт-Петербург единой командой с четко согласованными ролями. Поэтому обсуждение реальных проблем человечества и инициатив хозяев саммита может превратиться в некий «суд мирового сообщества над энергетическим империализмом России». Весьма вероятно, что наша бюрократия дрогнет и согласится ратифицировать Договор к Энергетической хартии, означающий конец не просто использованию российских трубопроводов в российских интересах, но и экономическому суверенитету России. Отказ от конкурентного преимущества, созданного кровью и потом поколений советских людей, и передача его в свободное пользование всем желающим будут сильно напоминать пропагандируемое некогда революционерами обобществление женщин. Из-за допущенных ошибок правящей бюрократии, освободившейся от всякой ответственности перед обществом, Россия попала под фронтальный удар Запада. С нынешней манерой руководства из-под него не выскользнешь.
Конфронтация с Западом для России непосильна, нужно прилагать все усилия для выхода из нее. Иного выхода, как научиться говорить развитым странам «нет» и вырвать у них признание своего права поступать в соответствии со своими интересами, у России нет.