В обмен на союзнические отношения Узбекистан предложил России купить у него ликвидные государственные предприятия, а также нефтяные и газовые месторождения. Об этом узбекский лидер Ислам Каримов сообщил Владимиру Путину во время недавней встречи в сочинской резиденции президента РФ «Бочаров Ручей».
Выставляемые на продажу объекты, по замечанию самого Каримова, далеко не бросовые, наоборот – стратегические, владеть которыми хотели бы не только россияне. Однако узбекская власть свой выбор сделала и отдала предпочтение предпринимателям из России. Эксперты из Москвы и Ташкента утверждают, что с экономической точки зрения заявленная сделка неравнозначна: перспективные предприятия узбеки отдают россиянам за смешные деньги, но ее политическая составляющая выше всякого прагматизма. Если, конечно, оценивать происходящее с позиций узбекской власти. Дело в том, что Исламу Каримову, подвергшемуся обструкции со стороны ЕС и США за кровавые события в Андижане, важно заручиться любой международной поддержкой, в том числе и России. Но эта поддержка обойдется самому Узбекистану недешево. Если, конечно, купля-продажа состоится: некоторые аналитики не исключают, что реверансы Каримова в сторону Кремля – игра, причем на два поля.
Пока же крупные российские корпорации ведут переговоры по поводу приобретения приглянувшихся им узбекских объектов. Прежде всего речь идет о крупнейших газовых месторождениях (Урга, Куаныш и группа Акчалакских). Что еще может войти в заветный список? Узбекские эксперты называют ключевые энергетические мощности республики – Чирчик-Бозсуйский каскад и Ташкентскую ГРЭС, а также комбинат «Узбекзолото».
Впрочем, газодобычей в Узбекистане россияне начали заниматься раньше. В августе 2004 г. Россия начала добывать газ на северо-западе Узбекистана (плато Устюрт). Например, работы ведутся на месторождении Шахпахты, которое по соглашению отдано россиянам в аренду на 15 лет. Начиная с нынешнего года там будет ежегодно добываться около 500 млн. куб. газа, который станет экспортироваться в Россию.
Помимо газа российские компании готовы заняться узбекской нефтью. Так, компания «Узбекнефтегаз» уже заявила о том, что Узбекистан в 2006 г. намерен начать полномасштабную нефтедобычу на шельфе Аральского моря. Но, как сказал «НГ» директор консалтинговой организации «Группа оценки рисков» (ARG-Kazakhstan) Досым Сатпаев, «вместе с «Узбекнефтегазом» на условиях паритета нефть на шельфе Аральского моря будут добывать российская компания «ЛУКОЙЛ», китайская и южнокорейская национальные нефтяные компании и малазийская «Петронас Чаригали». Сатпаев обращает внимание на тот факт, что в список инвесторов не входят крупные западные и казахстанские нефтегазовые компании – превалируют в нем российские и китайские фирмы. Это, по мнению эксперта, «связано с политикой руководства Узбекистана по привлечению инвесторов из тех стран, которые либо сохранили отношения с Узбекистаном после андижанских событий, либо конкурируют с Ташкентом за лидерство в Центральной Азии, как это делает Казахстан». Предполагается, что россияне проявят интерес и к телекоммуникационным компаниям Узбекистана, которые также выставляются на продажу. В начале нынешнего года российская компания «ВымпелКом» объявила о покупке сразу двух узбекских операторов сотовой связи – «Buztel» и «Unitel». Как сообщили местные СМИ, в целом узбекские сотовые компании, обслуживающие 366 тыс. абонентов, могут обойтись «ВымпелКому» в 260 млн. долл. Узбекские эксперты говорят, что рынок сотовой связи в Узбекистане не развит и мобильными телефонами в стране пользуются всего 4,5% граждан. Потому здесь есть определенные возможности для роста. Но в то же время в стране крайне низкий уровень жизни, а это снижает количество платежеспособных клиентов.
Еще одной потенциальной сферой российских инвесторов в Узбекистане может стать энергетика. В республике выставлены на торги пакеты акций Тахиаташской и Навоийской ТЭС. Последняя является крупнейшей электростанцией Центральной Азии. Стартовая цена продаваемого пакета акций этого предприятия – 18,2 млн. долл.
Кроме того, российскому бизнесу интересны узбекские урановые и золоторудные рудники. В этот список попал и ГАО «ТАПОиЧ» (Ташкентское авиастроительное производственное объединение им. Чкалова) – одно из крупнейших предприятий этого профиля в СНГ, где производят знаменитые Илы. 51% уставного фонда ТАПОиЧ принадлежит государству. Российская сторона неоднократно предлагала Ташкенту передать контрольный пакет акций фирме «Ильюшин», с тем чтобы образовать единый авиахолдинг. Официальный Ташкент настаивал на прямой покупке акций.
Но, несмотря на декларации узбекской власти, заметил «НГ» Досым Сатпаев, «России не следует рассчитывать на серьезное экономическое присутствие в Узбекистане». Политолог объяснил этот посыл тем, что «узбекская политическая элита боится потерять контроль над большинством отечественных стратегических предприятий. Она сама хотела бы купить то, что сегодня предлагается России». Кроме того, в Ташкенте серьезно опасаются, что «усиление позиций российского бизнеса в стране может дать Москве дополнительные политические рычаги давления на Узбекистан». Поэтому, по мнению Сатпаева, президент Каримов, конечно же, впустит в республику российский бизнес, но далеко не во все сферы узбекской экономики.