Для разблокировки балтийско-российских межгосударственных отношений сейчас у обеих сторон нет веских побудительных мотивов и прагматических предпосылок. Призывы к нашим прибалтийским соседям хотя внешне эффектны, но ныне, как видно, бесполезны. Посылается сигнал к заведомо неготовому партнеру. Для России – особенно на фоне в целом конструктивного ее сегодняшнего взаимодействия с Западной Европой – еще никогда после развала СССР отношения с прибалтийскими странами (при известных отличиях между Таллином, Ригой и особенно Вильнюсом) не были, пожалуй, такими безрадостными. Они неблагоприятны не только из-за политико-психологической атмосферы, всей повестки дня, но и, самое главное, – их концептуальных основ.
Наши связи существенно осложнились, как известно, после того, как Таллин и Рига на стадии ратификации двусторонних договоров о границе с РФ включили неприемлемые для Москвы положения. Даже недавнее предложение главы МИД РФ Сергея Лаврова начать переговоры о границе «с чистого листа» мало что меняет в этой картине. Власти стран Балтии, несмотря ни на какие договоры и декларации, добиваются признания «оккупации», стремятся зафиксировать свои территориальные претензии, резко критикуют курс РФ практически по всем его аспектам. (Латвия, к примеру, остается абсолютно невосприимчивой к решениям европейских структур в сфере соблюдения прав русских и других нацменьшинств.)
В подобной обстановке большую роль играют, как известно, не только содержательная сторона – сами проблемы, но и их национальное, психологическое восприятие. А восприятие нынешнего состояния – тупик, дипломатический клинч. Разочарование испытывают обе стороны. Уровень взаимного доверия и политических контактов опустился до недопустимо низкой отметки. Одним из последствий этого «ледникового периода» стал отложенный визит президента Владимира Путина в Литву.
Неурегулированность отношений с Россией не помешала прибалтийским государствам стать полноправными членами НАТО и ЕС весной 2004 года. Очутившись за спиной своих «старших» союзников, прибалты по-прежнему должны решать непростые проблемы взаимотерпимого соседства с восточным соседом. В свою очередь, после шока «двойного расширения» Москва оперативно адаптировалась к новым геостратегическим реалиям. Не вызывали особого беспокойства в Кремле ни попытки соседей подпортить наши отношения с Западом из-за «газового пакта» с Германией в связи с Северо-Европейским газопроводом (СЕГ), ни коллизии в связи с катастрофой российского Су-27 в литовском небе. В Москве спокойно отреагировали также на дипломатический ход прибалтов по созданию новой организации 10 государств ЦВЕ – Сообщества демократического выбора в конце прошлого года в Киеве.
Высокие доходы от экспорта нефти и газа укрепили, видимо, уверенное самоощущение Кремля. Обоюдное стремление защитить свои интересы, а также российская подозрительность относительно намерений внешних сил плюс желание прибалтов продемонстрировать свою независимость по любому поводу будут и дальше, очевидно, осложнять двусторонний диалог.
В экономическом отношении субрегиональный рынок (3,5 млн. чел.) – скромная величина, роль которого для экономики РФ к тому же снижается по мере его включения в интеграционные механизмы Евросоюза. Проблема российского транзита в Калининградскую область вроде бы решена и дальше будет определяться по лекалам ЕС. Сокращение взаимовыгодных торгово-экономических отношений с Россией были предпосылкой вступления государств Балтии в Евросоюз. Взаимный товарооборот за это время упал в пять раз.
Зависимость Москвы от балтийского транзита по-прежнему ими эксплуатируется, поскольку около трети грузов все еще проходит через их порты. После выхода на полную мощность нефтяной Балтийской трубопроводной системы, начала эксплуатации СЕГ после 2010 года и расширения отечественных портов Усть-Луга, Приморск, Батарейная российские власти, безусловно, получат большую свободу рук.
Правящие балтийские элиты воспринимают Россию как потенциальную угрозу национально-государственной безопасности. Размежевание с бывшей «империей» в русле радикального национализма укрепляет их идентичность и партнерство в евроатлантических структурах. Антироссийская и даже антирусская (в смысле отношения к русским жителям этих стран) позиция, по крайней мере в Эстонии и Латвии, необходима для целенаправленной мобилизации электората, борьбы с оппонентами, объяснения внутренних бед и провалов.
Внутриполитический маятник в России движется в сходном с балтийским направлении, из месяца в месяц все больше добавляется державных оттенков, национал-патриотических обертонов. Кремль теперь не боится открыто использовать энергетическое «оружие» в политических целях, активно участвовать в строительстве новой региональной архитектуры по всему периметру своих границ.
Давление Москвы в целях реконфигурации ближнего зарубежья, безусловно, не минует и Балтию. Козырной картой останутся вопросы защиты прав нацменьшинств и этнороссиян. Поддержка пророссийских политических сил тоже, возможно, возрастет, как и общая линия на содействие русской культуре и образованию. Одним из очередных испытаний в этом году для латвийско-российских отношений станет, видимо, председательство России в Комитете министров Совета Европы. Балтия рискует укорениться в восприятии россиян в качестве несимпатичного примера западных двойных стандартов, реабилитации «ваффен СС», попрания общеевропейской истории.
Хотя боли исторической памяти не лечатся в течение полутора десятков лет, внутриполитический расклад в странах Балтии будет, хочется верить, расчищаться путем прихода прагматиков и технократов. Ожидать выдвижения терпимых и вменяемых лидеров, которые снимут лозунги враждебности к России и сформулируют какие-то инициативы, касающиеся первоочередных задач, сейчас пока трудно. Любая (например, латышская) партия, которая предложит хотя бы полновесные переговоры с представителями русской общины, будет подвергнута обструкции со стороны прессы и избирателей. В этом свете необходимо сохранение по крайней мере нынешнего социально-экономического роста, расширения торговли и уровня инвестиций в субрегионе.
Властям Балтии придется все же искать некий новый баланс отношений с Россией и ЕС, США. Они останутся, конечно, тяжелыми собеседниками для Кремля. Стороны и впредь будут использовать любой вопрос как повод для удара по интересам и имиджу контрагента.
Хотя Балтия остается ближайшим северо-западным соседом России, она – в нынешний период, разумеется, – не самый главный ее внешнеполитический приоритет. Взвесив все издержки, в которые обходится нашим странам нынешняя блокировка межгосударственных отношений, стороны должны по возможности поскорее принять такие решения, которые будут отвечать долгосрочным и перспективным интересам своих народов.