Для президента Лукашенко наиболее важным направлением интеграции всегда было и остается сближение с Россией.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Москве 28 апреля пройдет очередное совещание представителей стран, ведущих переговоры по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). Эту встречу можно назвать корректирующей, так как предыдущая, состоявшаяся недавно в Минске, показала, что в ЕЭП не все складывается так, как представлялось его устроителям. Планировалось, в частности, согласовать ряд документов по формированию общего для Белоруссии, России, Казахстана и Украины таможенного, торгового и экономического пространства, однако это сделано не было. Группа высокого уровня не смогла достичь консенсуса. В тот же день президент Белоруссии Александр Лукашенко, отвечая на вопросы местных журналистов, заявил, что ЕЭП вообще «может и не быть», а посему «имеет смысл сосредоточиться на этих проблемах в рамках Евразийского экономического сообщества». И хотя участники заседания по его окончании объявили, что намерены собраться в ближайшие дни в Москве и тогда уж точно договориться по текстам первых 38 соглашений, независимые эксперты, вечно опровергающие заявления белорусского президента, на этот раз склонны с ним согласиться.
Причины возможного развала ЕЭП уже на стадии его формирования, по словам Лукашенко, в позиции Украины, которая отказывается подписывать документы, касающиеся создания таможенного союза. «Отсутствие Украины в ЕЭП значительно ослабит идею, которая была в свое время заложена», – считает белорусский лидер. По словам Лукашенко, Белоруссии «ни жарко, ни холодно от создания ЕЭП», поскольку ее интерес в России, и «дай бог, ЕЭП дотянуть до уровня союзного правительства». Свое согласие участвовать в экономическом содружестве, несмотря на скептическое отношение к еще одному интеграционному образованию, он объяснил тем, что это не противоречило белорусским интересам. «То, что мы делаем в ЕЭП, практически один в один происходит и в ЕврАзЭС» – так интерпретировали понимание Минском интеграционных процессов в белорусском МИДе.
Изначально предполагалось, что скорость интеграции в ЕЭП сможет быть выше, нежели в ЕврАзЭС, поскольку там тоже есть страны, которые не могут идти одинаково быстрыми темпами. К тому же на стадии возникновения идеи было договорено, что это будет системное образование, в котором интеграция пойдет комплексно, а не скачкообразно, как в ЕврАзЭС. Теперь же, и это очевидно как для государственных, так и для независимых экспертов, выясняется, что скорости в ЕЭП тоже нет. Согласование пакета из 38 соглашений откладывается уже не в первый раз. По каждому из них имеются разногласия принципиального характера, пояснили «НГ» участники переговорного процесса. Например, Белоруссия считает принципиальным, формируя таможенный союз, отказаться от практики применения компенсационных мер во взаимной торговле – не только не создавать барьеры для товаров, но и не применять защитные меры. Для России же гораздо более приоритетным, чем таможенный союз, является предстоящее вступление в ВТО. Фактически выходит из ЕЭП и Украина, поскольку ее намерение подписать соглашения выборочно не находит понимания у остальных участников этого интеграционного образования. Все это снижает ценность образования для Белоруссии. Хотя, как пояснили «НГ» в белорусском МИДе, пока остается хоть какая-то надежда, что правовая база для формирования таможенного союза в ЕЭП будет создана быстрее, чем в ЕврАзЭС, то и интерес остается. Тем более что Россия в рамках ЕЭП готова подписать все 38 соглашений в рамках таможенного союза, а в ЕврАзЭС пока нет, уточнили в министерстве. «Нам нужен таможенный союз, поскольку в нем государства-участники не применяют в отношении друг друга различные защитные меры, там отсутствуют тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле», – считают белорусские государственные эксперты.
Важность интеграции для Белоруссии как небольшой страны, находящейся на перепутье всех дорог, отмечают и независимые аналитики. «Это форма для свободного движения капитала, рабочей силы и товаров, которая даст возможность Белоруссии более свободно работать на внешних рынках, даст больше шансов белорусской экономике», – считает известный белорусский эксперт Леонид Заико. Правда, по его мнению, для понимания сущности интеграционных процессов на постсоветском пространстве недостаточно оценки их экономической целесообразности. Заметное влияние на их ход оказывает политика. Белорусские эксперты обращают внимание на еще одну причину холодного отношения официального Минска к ЕЭП – авторство этой интеграционной идеи принадлежит Путину, в то время как именно себя Лукашенко всегда видел главным интегратором. Союзное государство – детище белорусского президента, поэтому он всегда подчеркивает прежде всего достоинства и успехи в его строительстве, считая это своей заслугой. «Лукашенко постоянно соревнуется с Путиным по поводу того, кто из них лучший хозяйственник, лучший интегратор, – отмечает Леонид Заико. – Поэтому если ЕЭП провалится, то пострадает имидж Путина как интегратора, а у Лукашенко опять будет повод сказать, что он обо всем предупреждал, и получить очередные политические дивиденды».
Минск