Недовольство политикой Михаила Саакашвили все чаще выражают сами грузины.
Фото Reuters
Главная беда сегодняшней Грузии заключается в том, что демократия здесь не одна на всех. И вообще, она не для всех, она пока что только для избранных. Процесс этнического сворачивания с конца 80-х годов прошлого столетия привел к тому, что в полиэтническом обществе Грузии появились сразу два непримиримых с Тбилиси этнократических режима – в Сухуми и в Цхинвали. А также огромное количество разнородных нацменьшинств, которые этими режимами в разной степени дискриминируются. При этом, например, на территории Абхазии и в цхинвальском регионе, вместе с другими дискриминируются десятки тысяч этнических грузин.
Как бы ни рекламировали тбилисские политики достижения в области демократических преобразований, проблема защиты различных категорий меньшинств в стране не только не решена, но в этом направлении нет серьезных сдвигов по ее решению. В Цхинвали, так же как и в Сухуми, абсолютно не считаются с мнениями грузинской общины, они вообще не представлены в органах управления. Если в Тбилиси помпезно, пусть и с целью политической рекламы, переименовывают улицы или открывают памятники осетинским или абхазским общественным деятелям, то в Сухуми и в Цхинвали процессы носят обратный характер.
Создавшаяся обстановка на руку ультранационалистам, которые поддерживались и будут поддерживаться спецслужбами зарубежных стран, имеющих в Грузии конкретные интересы. Происходит столкновение двух пар ультранационалистических проектов. Например, южноосетинские экстремисты поддерживают идею выселения с территории региона этнических грузин с последующим вселением в грузинские деревни этнических осетин, проживающих в других регионах Грузии, и в конечном счете видят присоединение этой территории к Северной Осетии и создание единой Алании.
Грузинские ультранационалисты мечтают о том, как выселить этнических осетин из Цхинвальского региона и заселить его грузинами. При этом они солидарны с осетинскими коллегами в вопросе выселения этнических осетин из других регионов Грузии. Здесь их интересы пересекаются. Именно поэтому этнические осетины – граждане Грузии из Боржомского ущелья или из Тбилиси – стали первыми жертвами этого процесса. А в Панкисском ущелье осетинские села опустели еще и под давлением местных кистинцев и чеченских беженцев.
Грузино-абхазский и грузино-южноосетинский конфликты имеют и другое измерение. Грузия и Россия ведут ожесточенную борьбу за влияние в Абхазии и Южной Осетии. Для России контроль над этими территориями и влияние на политические решения в Тбилиси – задача-минимум. Задача-максимум – подчинение всей Грузии. Но здесь в игру вступают другие геополитические игроки, и прежде всего США. К сожалению, многосоставность этих конфликтов в работах экспертов и аналитиков часто не находит отражения и сводится лишь к одному аспекту. Одни говорят о межэтническом конфликте, другие – о конфликте межгосударственном между Грузией и Россией. Но системное понимание этих конфликтов еще не сформировано. Именно поэтому конфликты не решаются. Те, кому они нужны, слишком сильны и многочисленны, а те, кто от этих конфликтов страдает, – слабы и неорганизованны.
Проблема усугубляется и низкой легитимностью политических структур. На сегодня все политические структуры в Грузии, как и на Южном Кавказе в целом, имеют низкий уровень легитимности, не дающий им морального права управлять системами, на управление которыми они претендуют. Конечно, уровень легитимности тбилисского режима существенно выше сухумского и цхинвальского. В конце концов, он признан на международном уровне. Однако даже он недостаточен для устойчивого развития Грузии. В 20-е годы прошлого столетия страна распалась. Тогда часть территории Грузии отошла Азербайджану, часть – Армении, часть – России, а часть – Турции. И этот прецедент может повториться. Ошибки, допускаемые властями Грузии, и подрывная деятельность внешних сил могут сделать этот процесс вполне реальным.
Некоторые державы открыто и безнравственно поддерживают этнократические режимы, имеющие неонацистский оттенок, и косовская авантюра тому пример. Она может отозваться не только в Грузии, но и на всем постсоветском пространстве, включая Россию.
Возможен ли иной путь? Какими бы демократическими лозунгами и референдумами этнократические режимы ни прикрывали свою нравственную наготу, очевидно, что построение гражданской демократии на подконтрольных им территориях практически неосуществимо. Это станет возможным, если возникнут силы, способные противостоять этническому эгоизму. А это случится лишь при определенных условиях, когда составляющие системы придут к общему пониманию горя и боли, которую друг другу причинили; когда созреет необходимость развития сотрудничества между элитами; когда будут отстранены от принятия решений «ястребы»; когда элиты создадут общее видение общего будущего. В противном случае ужасы конфликтов будут продолжаться. Таким образом, основная задача для устойчивого развития Грузии сводится к построению единого демократического сообщества.
Секрет сохранения целостности Грузии прост: стремление к постоянному повышению уровня легитимности политических институтов на всех уровнях. Это возможно лишь при увеличении глубины демократических реформ. При условии, что демократия будет для всех. К сожалению, в Грузии ничего похожего мы сейчас не видим, и это может закончиться трагедией не только для Грузии со всеми ее «советскими» автономиями. Тогда целостность Грузии спасет лишь 11-я красная армия, части которой вошли в страну в 1921 году, покончив с Грузинской демократической республикой. И не будет иметь значения, с какой стороны они войдут на этот раз.
Тбилиси