Президент Молдавии Владимир Воронин не намерен идти на смягчение таможенного режима для Приднестровья.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Возможно, до конца 2006 года непризнанная пророссийская республика Приднестровье перестанет существовать, полагают в Молдавии. Давление со стороны США и ЕС на Украину и Россию, наличие которого в Кишиневе признают официально, настолько серьезно, что Киев вряд ли отменит свое решение направлять приднестровский экспорт на молдавскую таможню. А Москва – едва ли выйдет за рамки легкой «обеспокоенности» по этому поводу. Терминологические споры (блокада это или самоблокада) положения не меняют. Дело в том, что собственники металлургических, текстильных и других крупных предприятий Приднестровья, во избежание полной остановки и тотальных убытков, будут вынуждены уйти под юрисдикцию Молдавии. Это, в свою очередь, повлечет опустошение бюджета непризнанной республики, сворачивание социальных программ, которые до сих пор выгодно отличали Тирасполь от Кишинева, крах системы жизнеобеспечения и ЖКХ. И, как следствие, – более чем вероятный «аджарский вариант» для правительства Игоря Смирнова. Упорство осажденных лишь откорректирует фатальный сценарий: гуманитарная катастрофа – международное вмешательство – присоединение к Молдавии.
«Это будет означать конец Приднестровья», – резюмировал «НГ» глава Комиссии по внешней политике и международным связям парламента Приднестровья Сергей Чебан.
В этих условиях владельцы и совладельцы приднестровской индустрии, среди которых немало россиян, вынуждены лоббировать свои интересы в Кишиневе. Результатом непубличного торга, по мнению некоторых экспертов, стал закон об основных положениях статуса Приднестровья, единогласно принятый на днях парламентом Молдавии. «Приднестровье будет обладать статусом автономии, – объяснил «НГ» суть документа советник президента Молдавии по политическим вопросам Марк Ткачук. – Субъект со своими полномочиями в рамках Республики Молдавия, со своим Верховным советом, своей Конституцией, с тремя языками. Мы также готовы в законодательном порядке подтвердить права российского бизнеса в Приднестровском регионе. Кстати, регистрация в Кишиневе – это и есть форма подтверждения собственности. Эти предприятия становятся нормальными хозяйствующими субъектами». По словам Ткачука, парламент Молдавии уже начал рассмотрение механизма налогообложения приднестровских предприятий. В Кишиневе утверждают, что их регистрация – единственный способ легализовать приднестровскую экономику и ее внешнюю торговлю в изменившихся международных условиях.
В Кишиневе обещают также не устраивать охоту на ведьм после присоединения Приднестровья. Молдавский политолог Оазу Нантой, близкий к администрации президента Владимира Воронина, заявил «НГ», что есть постановления молдавского парламента о социальных гарантиях всему населению самопровозглашенной республики. «Документы приняты молдавским правительством, и никаких преследований быть не может», – подтвердил «НГ» Марк Ткачук. Претензии у Кишинева, по словам Ткачука, есть лишь к двум личностям – к министру госбезопасности Приднестровья Владимиру Антюфееву и к Дмитрию Соину, руководителю тираспольского филиала Института национальной стратегии России, заведующему кафедрой социологии Приднестровского государственного университета.
Тем не менее верить Кишиневу приднестровские политики и бизнесмены опасаются. Здесь слишком многие помнят войну 1992 года. Кроме того, постсоветский опыт бизнеса учит, что правила, учрежденные чиновниками, ими же многократно меняются. После поглощения Приднестровья ничто не помешает молдавскому парламенту внести поправки в закон о его статусе, а правительству – в постановления о социальных гарантиях. Правда, закон, подтверждающий права российского бизнеса в Приднестровье, уже принят.
Хотя Тирасполь не соглашается на условия Кишинева, но уже заметно смягчил свое отношение к западным посредникам. «Трудовые коллективы республики предложили в конце марта провести съезд депутатов всех уровней, на котором будет решен вопрос будущего Приднестровья. Подобный съезд проводился в 1990 году при провозглашении республики», – заявил «НГ» Сергей Чебан. При этом, по его словам, необходимо возобновить переговоры в формате «5+2». Тем более что обвинения в торговле оружием после мониторинга приднестровских предприятий совбезами России и Украины сняты.
Российский бизнес в Приднестровье
Бендерский завод «Прибор» (принадлежит московскому объединению «Салют»); тираспольский завод изоляционных материалов «Молдавизолит»; обувная фабрика «Тигина»; Молдавская ГРЭС (принадлежит ИНТЕР-РАО «ЕЭС»); винзавод «Букет Молдавии» (владельцем с июня 2003 г. является московский ТД «АРОМА»); бендерский кабельный завод «Молдавкабель» (принадлежит холдингу «Севкабель»).
Выставлены также на продажу винно-коньячный завод «Квинт» и текстильный комбинат «Тиротекс». Как отметили в Тирасполе, предпочтение будет отдано российским инвесторам.
Практика акционирования крупных промышленных предприятий в Приднестровье предполагала, что при передаче контрольных пакетов акций иностранным инвесторам «золотая акция» остается у администрации республики. «Золотая акция» не дает властям формального права вмешиваться в повседневную деятельность предприятия, но в ряде принципиальных случаев дает право вето.