2 апреля 2006 будет отмечаться десятая годовщина Дня единения народов Белоруссии и России. Десять лет назад тогдашние президенты двух стран решили, что союз необходим. С самого начала речь шла не о тактическом союзе, а о стратегическом решении, основывающемся на общих исторических корнях двух стран, тесной взаимосвязи и искреннем стремлении людей преодолеть искусственные барьеры, возникшие после распада СССР. Общее видение процесса и цели, примерный график движения в сторону Союзного государства нашли свое отражение в Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года.
За минувшие 10 лет заложена основа формирования системы власти Союзного государства, но в целом результат далек от ожидавшегося. В программе действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства речь шла о государстве «с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей, общим бюджетом», о «тесно согласованной политике в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях». Но из 19 базовых пунктов программы выполнены пока лишь 7, а реализация прочих планируется «в будущем» и «в перспективе».
Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, формирование Союзного государства не стало приоритетом внешней политики России, где конъюнктурные вопросы функционирования СНГ часто воспринимались как более важные.
Во-вторых, тема Союзного государства в России быстро обросла пропагандистскими и популистскими наслоениями и стала активно использоваться во внутриполитической жизни, превратившись в удобный долгоиграющий инструмент для разных политических сил – и тех, кто искренне поддерживал союз, и тех, кто старался постоянно дискредитировать команду Лукашенко.
В-третьих, продолжается серьезное давление на Россию извне, прежде всего со стороны США и Евросоюза, которые явно не заинтересованы в появлении союза.
В-четвертых, сохраняется объективный разрыв в уровнях экономического развития России и Белоруссии и разнонаправленность векторов этого развития. Хотя высокие темпы экономического роста Белоруссии, особенно в последние два года, во многом решают эту проблему.
Конечно, экономическое сближение есть. Осуществляется около 50 союзных программ, в реализации которых принимают непосредственное участие свыше 300 тыс. человек. Развиваются военно-техническое сотрудничество, налажено взаимодействие в таможенной и транспортной сферах. Но дальнейшее затягивание политического решения о судьбе Союзного государства ставит под вопрос практическую реализацию проекта. Помимо определенной политической усталости сторон, ведущих переговоры, заметно значительное ослабление общественного интереса к данной теме.
В первую очередь надо решить вопрос о Конституционном акте. Существует несколько его вариантов, но в каждом наиболее сложными и несогласованными в деталях являются разделы, где речь идет о способе управления союзным государством, о полномочиях власти в каждой из стран и на наднациональном уровне, а также о будущем президентских постов в РФ и Белоруссии (тему Союзного государства часто связывают с выборами президента России в 2008 году).
Если победит концепция Союзного государства как союза двух государств с полным сохранением их суверенитетов, независимости и действующих политических систем, тогда максимум, на что можно рассчитывать – это регулярные заседания согласующих органов, не имеющих реального влияния ни на политику, ни на экономику.
Если мы все-таки вернемся к изначальному проекту единого Союзного государства – нужно синхронизировать законодательства двух стран, формировать общий бюджет, проводить единую внешнюю политику и т.д. Сделать это без принятия Конституционного акта, предусматривающего союзный парламент и действительно союзное правительство, невозможно.
Но каким бы путем мы ни пошли, важно с самого начала отказаться от различного рода самозапугиваний вроде «Лукашенко станет во главе России» или «Белоруссия станет обузой для экономики России». Нужно понимать, что в процессе интеграции участвуют два суверенных государства и степень ответственности каждого очень высока.
Союзное государство – это уникальный шанс России в нынешней международной обстановке действительно стать сильнее, использовать тот интеграционный потенциал и – самое главное – оправдать доверие миллионов россиян и белорусов, которые искренне хотят окончательного устранения барьеров между братскими народами.