0
1192
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.03.2006 00:00:00

Уникальный шанс для России

Иван Макушок

Об авторе: Иван Викторович Макушок - пресс-секретарь Госсекретаря Союза России и Белоруссии, руководитель Союзного информационного агентства (СИА).

Тэги: белоруссия, союз


2 апреля 2006 будет отмечаться десятая годовщина Дня единения народов Белоруссии и России. Десять лет назад тогдашние президенты двух стран решили, что союз необходим. С самого начала речь шла не о тактическом союзе, а о стратегическом решении, основывающемся на общих исторических корнях двух стран, тесной взаимосвязи и искреннем стремлении людей преодолеть искусственные барьеры, возникшие после распада СССР. Общее видение процесса и цели, примерный график движения в сторону Союзного государства нашли свое отражение в Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года.

За минувшие 10 лет заложена основа формирования системы власти Союзного государства, но в целом результат далек от ожидавшегося. В программе действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства речь шла о государстве «с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей, общим бюджетом», о «тесно согласованной политике в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях». Но из 19 базовых пунктов программы выполнены пока лишь 7, а реализация прочих планируется «в будущем» и «в перспективе».

Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, формирование Союзного государства не стало приоритетом внешней политики России, где конъюнктурные вопросы функционирования СНГ часто воспринимались как более важные.

Во-вторых, тема Союзного государства в России быстро обросла пропагандистскими и популистскими наслоениями и стала активно использоваться во внутриполитической жизни, превратившись в удобный долгоиграющий инструмент для разных политических сил – и тех, кто искренне поддерживал союз, и тех, кто старался постоянно дискредитировать команду Лукашенко.

В-третьих, продолжается серьезное давление на Россию извне, прежде всего со стороны США и Евросоюза, которые явно не заинтересованы в появлении союза.

В-четвертых, сохраняется объективный разрыв в уровнях экономического развития России и Белоруссии и разнонаправленность векторов этого развития. Хотя высокие темпы экономического роста Белоруссии, особенно в последние два года, во многом решают эту проблему.

Конечно, экономическое сближение есть. Осуществляется около 50 союзных программ, в реализации которых принимают непосредственное участие свыше 300 тыс. человек. Развиваются военно-техническое сотрудничество, налажено взаимодействие в таможенной и транспортной сферах. Но дальнейшее затягивание политического решения о судьбе Союзного государства ставит под вопрос практическую реализацию проекта. Помимо определенной политической усталости сторон, ведущих переговоры, заметно значительное ослабление общественного интереса к данной теме.

В первую очередь надо решить вопрос о Конституционном акте. Существует несколько его вариантов, но в каждом наиболее сложными и несогласованными в деталях являются разделы, где речь идет о способе управления союзным государством, о полномочиях власти в каждой из стран и на наднациональном уровне, а также о будущем президентских постов в РФ и Белоруссии (тему Союзного государства часто связывают с выборами президента России в 2008 году).

Если победит концепция Союзного государства как союза двух государств с полным сохранением их суверенитетов, независимости и действующих политических систем, тогда максимум, на что можно рассчитывать – это регулярные заседания согласующих органов, не имеющих реального влияния ни на политику, ни на экономику.

Если мы все-таки вернемся к изначальному проекту единого Союзного государства – нужно синхронизировать законодательства двух стран, формировать общий бюджет, проводить единую внешнюю политику и т.д. Сделать это без принятия Конституционного акта, предусматривающего союзный парламент и действительно союзное правительство, невозможно.

Но каким бы путем мы ни пошли, важно с самого начала отказаться от различного рода самозапугиваний вроде «Лукашенко станет во главе России» или «Белоруссия станет обузой для экономики России». Нужно понимать, что в процессе интеграции участвуют два суверенных государства и степень ответственности каждого очень высока.

Союзное государство – это уникальный шанс России в нынешней международной обстановке действительно стать сильнее, использовать тот интеграционный потенциал и – самое главное – оправдать доверие миллионов россиян и белорусов, которые искренне хотят окончательного устранения барьеров между братскими народами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1740
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3700
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2758
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2249

Другие новости