С момента, когда США решили свергнуть жестокий режим Саддама Хусейна и помочь иракцам создать представительную власть, одной из главных наших задач было дать лидерам основных иракских общин возможность преодолеть недоверие и страх друг перед другом. Это было нелегко.
Хусейн умел стравливать одну группу с другой, чтобы укрепить свои позиции. Мятежи и насилие на религиозной почве, охватившие Ирак после его падения, лишь углубили этот раскол. Это проявилось на последних выборах, когда голоса иракцев разделились по этническим и религиозным признакам.
Но сейчас пошел процесс сглаживания этих различий. 4 февраля я устроил встречу с участием руководителей победивших партий. В их числе были лидеры арабов-шиитов, в том числе премьер-министр Ибрагим Джаафари, курдские лидеры, включая председателя регионального правительства Курдистана Масуда Барзани, и лидеры арабов-суннитов, в том числе спикер Национальной ассамблеи Хачим Хассани и Аднан Дулайми из Иракского фронта согласия. Стояла задача начать процесс формирования правительства национального единства.
Дискуссии порой носили горячий характер. Лидеры каждой иракской общины остро чувствуют боль, пережитую их народом в период сложных перемен в Ираке после Хусейна. Арабы-шииты выражали горечь в связи с сотнями взрывов и терактов, совершаемых смертниками, в результате которых погибли тысячи мирных иракцев. Арабы-сунниты жаловались на то, что, с их точки зрения, является притеснениями со стороны сил безопасности нового иракского правительства. Преодолеть эти обиды непросто, и договориться о распределении конкретных функций в новом правительстве – вопрос трудный и часто вызывающий споры.
И все же сейчас появились благоприятные возможности. Отчасти благодаря систематическим усилиям Соединенных Штатов по налаживанию контактов сунниты коренным образом меняют свои взгляды на участие в государственном управлении после Хусейна, и кульминацией этого процесса стала их высокая явка на декабрьских выборах. Они поняли, что США не стремятся навсегда оккупировать их страну, и многие убедились, что затягивание насилия грозит уничтожением будущего их страны.
Чтобы закрепить этот прогресс, иракским лидерам надо сейчас договориться о процессе объединения страны.
Во-первых, им необходимо сформировать правительство национального единства. Это значит не делить министерства так, чтобы каждое использовалось в интересах этнической, религиозной общины или политической фракции, к которой принадлежит министр, а подобрать из всех общин на министерские посты людей, которые наведут политические мосты и сами привержены единому Ираку и уже продемонстрировали профессиональную компетентность. Гораздо важнее сформировать новое правительство правильно, чем сделать это быстро.
Иракские лидеры должны также договориться о процессе принятия решений, который придаст политическим меньшинствам уверенность в том, что большинство будет делиться властью и учитывать их законные интересы. Иракские лидеры считают, что этого можно добиться, сформировав совет в составе ключевых иракских лидеров, который сосредоточится на важных для всей страны вопросах.
Избранным руководителям надо управлять с центристских позиций, а не руководствоваться идеологическими крайностями. Особенно это относится к области безопасности, где новому правительству предстоит повышать дееспособность иракских сил безопасности, одновременно обеспечивая подбор сотрудников министерств обороны и внутренних дел по профессиональным качествам, а не этнической или религиозной принадлежности. Кроме того, правительство должно начать процесс демобилизации фракционных ополчений по всей стране.
Далее иракским лидерам надо прийти к соглашению о том, что действительно сплотит страну, – об общем видении будущего страны и наборе политических правил, которые обеспечат стабильность и прогресс. Новая Конституция возложила на новую Национальную ассамблею ответственность за несколько нерешенных ключевых вопросов, в том числе определение пути федерализации регионов, где нет курдского населения, и разделение сфер ответственности между различными уровнями власти. На этих переговорах иракские лидеры должны заключить соглашения, которые обеспечат укрепление поддержки со стороны арабов-суннитов и позволят достичь консенсуса в том, что касается Конституции.
Затем иракские лидеры должны договориться с теми мятежниками, которые готовы сложить оружие, присоединиться к политическому процессу и, может быть, даже вступить в борьбу с террористами. Многие из них готовы совершить такой шаг, о чем свидетельствуют столкновения между мятежниками и террористами в западном Ираке.
За свой отказ от вооруженной борьбы мятежники хотят получить заверения в том, что региональным властям не будет дано господствовать в Ираке. Они также надеются, что иракские руководители ограничат дебаасификацию (чистку госаппарата от кадров партии Баас. – «НГ») высокопоставленными чиновниками.
Отвергавшие преобразования арабы-сунниты теперь присоединяются к процессу строительства нового демократического Ирака. Это не только дает мятежникам возможность навсегда отказаться от насилия и присоединиться к политическому процессу, чтобы стабилизировать обстановку в Ираке, но и изолирует террористов, которые являются врагами всех иракцев, одновременно создавая предпосылки для становления сильного и независимого Ирака.