0
1904
Газета Дипкурьер Интернет-версия

27.02.2006 00:00:00

Грузия как фактор стабильности для Северного Кавказа

Алла Язькова

Об авторе: Алла Алексеевна Язькова - эксперт по грузино-абхазскому конфликту, руководитель Центра Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН.

Тэги: грузия, россия, южная осетия


грузия, россия, южная осетия Южноосетинский лидер Эдуард Кокойты понимает, что на 'аджарский сценарий' в Цхинвали Москва вряд ли пойдет.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В минувшую пятницу глава комитета по вопросам евроатлантической интеграции грузинского парламента Давид Бакрадзе подтвердил, что визит парламентской делегации Грузии в Москву, запланированный на 26 февраля, отложен до середины марта. По его словам, визит был перенесен по просьбе российской стороны, а официальной причиной переноса было названо желание Москвы лучше подготовиться к диалогу.

Учитывая разноречивые комментарии по поводу постановления парламента Грузии о необходимости вывода российских миротворцев из Южной Осетии, такое желание можно только приветствовать. Однако выработка единой и последовательной позиции по южноосетинской проблеме на разных уровнях российской власти и российского политического класса требует серьезного анализа этой проблемы и обсуждения возможных сценариев развития конфронтации. Речь идет о целом комплексе проблем не только Южного, но и, в первую очередь – для России, Северного Кавказа. Не претендуя на исчерпывающий анализ, попробуем обрисовать хотя бы внешние контуры этого массива.

Ни войны, ни мира

Конфронтация между Россией и Грузией весьма серьезна, и говорить о ее скором окончании не приходится. Но военные действия с участием окрепшей грузинской армии и российских миротворцев в Южной Осетии, которые в случае боевых столкновений наверняка будут подкреплены какими-то подразделениями из России, – такой сценарий развития событий, на наш взгляд, маловероятен.

Вышеупомянутый сценарий невыгоден ни одной из сторон. Ни российскому руководству, которое вряд ли готово пожертвовать своими долговременными интересами ради поддержки сепаратистского режима в Цхинвали. Ни руководству Грузии, которое в этом случае будет поставлено в сложное положение по целому ряду причин. Но локальные вооруженные столкновения в Южной Осетии вполне возможны – для этого достаточно провокации, которые уже не раз случались в регионе.

Пока речь идет о расширении воинственной риторики при сохранении статус-кво. Эта риторика ниже нуля опустит отношения между Грузией и Россией, что, конечно, было бы крайне нецелесообразно. Опыт проведения телемостов между Грузией и Россией уже показал, что такая риторика не способствует сближению позиций сторон и выработке общих подходов. Тем более в условиях, когда градус полемики достиг такого уровня, что даже уравновешенный госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава не может сдержать эмоций.

В этих условиях очень помогли бы активные непубличные контакты политиков разного уровня двух стран с непременным условием, чтобы в составе делегаций на переговорах не было «ястребов». К сожалению, конфликт уже перешел в публичную плоскость на международном уровне. Достаточно вспомнить резкие высказывания Саакашвили в адрес России на мюнхенской Конференции по вопросам политики в сфере безопасности, которые нашли весьма позитивный отклик у представителей Запада. При этом мы знаем речь Саакашвили в изложении СМИ и не слышали всего, что он говорил.

Как бы там ни было, важно понять, что именно вызвало такой всплеск этой риторики. Как известно, основная волна обвинений в адрес России выплеснулась после Нового года. Большинство комментаторов связывают это со взрывами газопроводов и линии электропередачи, идущих из России, которые объявлены в Грузии преднамеренной диверсией. Но есть и другие причины. В конце января на сайте NewsGeorgia появилось сообщение, что 28–29 января в Сухуми прошла конференция Конфедерации народов Кавказа (КНК). С Северного Кавказа на нее приехало около 50 человек, и там звучали призывы к воссоединению Абхазии и Южной Осетии с Северным Кавказом.

Конференция в Сухуми очень насторожила Тбилиси. Очевидно, что участие в ней граждан РФ противоречит официальной позиции российских лидеров, которые заявляют, что Москва исходит из принципа сохранения территориальной целостности Грузии. И возникает вопрос: либо реальная политика России диаметрально противоположна официальным заявлениям Москвы, либо российская сторона не полностью контролирует ситуацию. После взрывов газопроводов и ЛЭП даже часть экспертного сообщества в Грузии остановилась на втором варианте, отметив, что диверсия вряд ли выгодна Москве. И это серьезный повод вспомнить о внутренних проблемах России. В частности о положении на Северном Кавказе.

Аджарский сценарий маловероятен

Учитывая тревожное развитие событий на Северном Кавказе, стабилизация отношений с Грузией для России сегодня очень важна. Грузия граничит со всеми республиками Северного Кавказа – от Дагестана до Краснодарского края. И тут была бы уместна известная в дипломатии практика «тыловых союзов» – то есть опора на союзника, который находится за линией конфронтации. Она широко применялась императорской Россией во время Кавказской войны XIX века, когда в Тифлисе заседал генерал-губернатор и Россия опиралась на тыловой союз с Грузией. В этом контексте уместно вспомнить и тыловой союз с Францией, который практиковала Россия, конфликтуя с Германией.

Но, разумеется, говорить о каком бы то ни было союзе с Грузией можно только после полного урегулирования конфликта.

В одном из своих интервью, которое, похоже, не было опубликовано в России, посол РФ в Грузии Владимир Чхиквишвили сослался на знаковое заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Суть его в том, что решение о замене российских миротворцев надо принимать не только с учетом внутриполитических проблем Грузии, но и с учетом проблем Кавказского региона в целом. Судя по всему, речь идет о сложном положении на Северном Кавказе. В ситуации, которая там сложилась, присутствие российских миротворцев в Цхинвали было бы желательно – разумеется, при рассмотрении претензий, которые грузинская сторона к этим миротворцам предъявляет. Возможно, миротворцы небезгрешны. Прежний командующий миротворческим контингентом в регионе генерал Святослав Набздоров, когда его спросили, участвует ли население Южной Осетии в провозе контрабанды, простодушно ответил: а с чего же им тогда жить? И это было опубликовано.

Многое в вопросе замены миротворцев зависит от позиции стран Запада и в первую очередь США. Учитывая интересы этих стран на Южном Кавказе, которые объективно противоречат российским (в частности в вопросах каспийского энерготранзита), замена российского контингента в Цхинвали и Абхазии была бы выгодна Западу. Но вряд ли страны НАТО пойдут на размещение в регионе своих контингентов. Видимо, речь пойдет о таких странах, как Украина, чей МИД уже предложил Грузии миротворческую помощь. Но здесь снова стоит вспомнить слова Сергея Лаврова: замена миротворцев привела бы лишь к эскалации конфликта.

Сейчас много говорят об аджарском сценарии для Южной Осетии: Москва отказывается от поддержания квазигосударства в Цхинвали, предоставляет Кокойты и ряду первых лиц убежище, выводит из региона войска. Но аджарский сценарий к Южной Осетии неприменим по ряду серьезных причин. Во-первых, Южная Осетия в отличие от Аджарии граничит с Россией. Известно, что боевики, дестабилизирующие обстановку на Северном Кавказе, относительно свободно приникают туда из стран Закавказья и обратно. Выведя войска, России пришлось бы выстраивать оборону по всей границе с Грузией. Хотя бы для того, чтобы прекратить взаимные упреки Москвы и Тбилиси. Кроме того, реализация аджарского сценария в Южной Осетии обернется потоком беженцев в Россию. Граждане РФ из числа осетин, которых очень много в Цхинвали и которым есть чего опасаться с грузинской стороны, наводнят Северную Осетию, осложнив ситуацию в республике, где и без того много болевых точек.

Так что сейчас аджарский сценарий никак не решил бы проблему Южной Осетии. Хотя в будущем, конечно, ничего нельзя исключать. Пока оптимальным вариантом может быть только сохранение статус-кво и переговоры – как минимум на уровне министра иностранных дел. Видимо, президент Саакашвили не случайно не спешит подписывать постановление парламента Грузии о выводе российских миротворцев. Сегодня для него это скорее повод вывести переговоры с Россией на более высокий уровень. Как известно, в Любляне переговоры министров иностранных дел двух стран помогли прояснить ситуацию и в конечном счете Россия одобрила предложенный Грузией план урегулирования конфликта в Южной Осетии.

Кстати, дедлайн доработки этого плана – 1 марта. Вероятно, сейчас лучшим выходом было бы не обсуждать сценарии развития конфликта, а предотвратить его путем активизации переговоров. Может быть, горячим головам в Тбилиси и Москве сейчас трудно это представить, но Грузия могла бы стать для России фактором региональной стабильности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1259
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3127
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2225
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1781

Другие новости