Владимир Путин впервые ощутил себя председателем элитного клуба.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Начавшийся год председательства России в «большой восьмерке» с самого начала оказался плотно загружен для Москвы – и в плане ее активного участия в важнейших мировых событиях, прежде всего в разрешении ситуации вокруг Ирана, и в делах, связанных собственно с повесткой дня «восьмерки».
Иранский кризис как бы вбросил Москву в центр мировой политики. Как страна, имеющая тесные добрососедские отношения с Ираном, и в то же время держава, несущая груз ответственности за обеспечение режима нераспространения оружия массового уничтожения, Россия стала автором единственного предложения, которое способно принести неконфронтационное решение проблемы. Идея обогащения иранского урана на российской территории способна решить двойную задачу – гарантировать Ирану топливо для его атомной энергетики и в то же время исключить возможность производства в Иране высокообогащенного урана, пригодного для военных целей.
Предложение Москвы пока не принято Тегераном и будет еще обсуждаться по крайней мере дважды – в ходе визита в Москву в середине января иранской делегации и в ходе более поздней поездки в Иран главы Росатома Сергея Кириенко. Но уже сейчас, независимо от судьбы этого проекта на иранском направлении, оно выглядит как наиболее перспективный путь обеспечения топливом неядерных стран, желающих обзавестись ядерной энергетикой. Тем более что в условиях разгорающегося энергетического кризиса это становится все более актуальным.
В еще большей мере придает вес России в рамках «большой восьмерки» и вне ее роль нашей страны как крупнейшей нефтедобывающей страны и одного из важнейших экспортеров нефти и газа. Речь идет не только о растущем весе России как поставщика энергоресурсов на европейский, азиатский и в перспективе американский рынок. Но и о ее влиянии на формулирование мировой энергетической политики.
Показательны в этом смысле итоги только что завершившейся встречи в Москве министров финансов «большой восьмерки». Она оказалась похожей на репетицию главного события – намеченного на июль саммита с участием президентов и премьеров. Притом не по каким-либо протокольным особенностям – они остались теми же, министерскими, а по своему содержанию.
Дело в том, что, пожалуй, впервые участники встречи столкнулись с необходимостью замены намеченной ими заранее центральной темы своих обсуждений на более актуальную. Если западные участники встречи намеревались в первую очередь заняться обсуждением платежного дисбаланса США и его последствий для глобальной экономики, прежде всего в валютно-финансовой области, то ближе к встрече в Москве им пришлось принять предложение Алексея Кудрина и заняться сюжетом обеспечения энергобаланса и энергетической безопасности. И дело тут не в красноречии министра финансов России, который в качестве председателя московской встречи объехал большинство своих коллег.
Решающее влияние на умонастроения финансистов оказали цены на нефть, уже длительное время держащиеся выше 60 долл. за баррель и во все возрастающей степени определяющие состояние глобальных финансов.
Занявшись темой энергобезопасности и энергобаланса, министры практически предварили обсуждение, которое состоится на июльском саммите в Санкт-Петербурге. Выявились и основные направления решения проблемы, как они представляются участникам « большой восьмерки».
Российскую линию по этой проблеме обрисовал на встрече Алексей Кудрин. Он высказался прежде всего за стабильность поставок энергоресурсов на мировые рынки и децентрализацию добычи нефти, которая в среднесрочном плане приведет к снижению цен. Западные партнеры делали упор на необходимость обеспечения широкого доступа иностранных частных корпораций к месторождениям и обеспечение свободы их инвестиций.
Попутно они настаивали на отказе иностранных государств от прямого или косвенного субсидирования нефте- и газодобывающих корпораций, находящихся в их собственности. Отдельными темами обсуждения стали вопросы финансовых последствий грозящих миру пандемий, прежде всего птичьего гриппа, необходимость борьбы с финансированием терроризма и отмыванием доходов от наркотрафика.
Накануне встречи Москва сделала крупный шаг по осуществлению своих обязательств как участника финансовых структур «большой восьмерки» в соответствии с решениями прошлогоднего саммита в Глениглзе. По словам Алексея Кудрина, российское правительство решило полностью аннулировать имеющуюся задолженность 16 беднейших стран, прежде всего африканских (Бенин, Танзания и Замбия) на сумму 688 млн. долл. Ранее были списаны в значительной части долги Никарагуа, Сирии и других стран.
Несмотря на бурный, по оценке Кудрина, характер прошедших дискуссий, практически все участники встречи были удовлетворены ее результатами и позитивно оценивали председательскую роль Кудрина и российское участие в целом. «Россия извлекла максимальную пользу из своего положения второго поставщика нефти в мире», – считает американский телеканал «Эй-би-си».
В первых комментариях зарубежные СМИ по существу признают, что Россия стала полновесным участником в мероприятии, которое они традиционно называют «семеркой». Многие из них воздержались от этого термина как дезориентирующего и использовали описательное: «встреча министров финансов «восьмерки». Что касается российской стороны, то она, по словам Кудрина, рассчитывает на естественный процесс своего врастания в работу «финансовой восьмерки».
Известно, что среди участников встречи были сторонники ее официального превращения в «восьмерку» и противники. К числу первых относится министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк, к числу вторых – министр финансов Канады Джим Флагерти.
Вот как высказался в интервью «НГ» на тему роли России в «большой восьмерке» и ее структурах Пеер Штайнбрюк: «Я сторонник того, чтобы Россия играла весомую роль в кругу стран «большой восьмерки». Я считаю, что нам необходимо позаботиться и о том, чтобы председатель Центробанка РФ принимал полноценное участие во встречах с коллегами по «большой восьмерке». Германия весьма заинтересована в участии России в этих встречах на правах полноправного члена».
В целом начало подготовки к июльскому саммиту прошло успешно. И в этом плане особенно ценно, что сами участники «большой восьмерки» воспринимают участие России в совместной работе как весьма полезное для всех них. Если называть «большую восьмерку» группировкой не столько «самых богатых», сколько самых влиятельных стран мира, то Россия в нее уже нормально вписалась.