Российская диаспора в мире составляет сегодня около 25 млн.чел., около 15–16 млн. из них проживают в странах СНГ и Балтии. В качестве головного ведомства, отвечающего за выработку и реализацию государственной политики в этой области, соответствующими решениями президента Российской Федерации определено Министерство иностранных дел.
Следует признать, что в первые годы, последовавшие после распада Советского Союза, российское руководство оказалось не готовым к адекватной реакции на проблемы, связанные с соотечественниками. Осознание этих проблем как ключевых для российской внешней политики проходило болезненно, а в общественном мнении страны длительное время преобладало убеждение, что на этом направлении допускается слишком много ошибок и потерь. Лишь в 2001 г. президентом была утверждена Концепция государственной политики Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом. Основные направления такой поддержки предусматривают наряду с защитой прав соотечественников конкретные мероприятия по сохранению и развитию русского языка, культуры, образования, информационного пространства и др.
В концептуальном плане стратегическая цель России направлена на то, чтобы ее зарубежные соотечественники были полноправными, законопослушными гражданами/жителями своих стран, сохраняющими свою этнокультурную самобытность, активно способствующими продвижению российских интересов и развитию связей с Россией в различных областях. Приобретая такое качество, диаспора могла бы выступать весомым интеллектуальным, экономическим и культурно-духовным ресурсом России, содействовать повышению ее авторитета на международной арене.
При этом мы не стремимся добиваться для своих соотечественников каких-либо привилегий, но твердо настаиваем, чтобы им были предоставлены все гражданские, социально-экономические, культурные и иные права и свободы в соответствии с принятыми в цивилизованном мире нормами и стандартами. В данном контексте важно отметить, что российская концепция работы с соотечественниками строится не на гражданской принадлежности людей, а на принципе их этнокультурной и духовной самоидентификации.
Это тем более важно, что в условиях иноязычной и инокультурной среды русской диаспоре все труднее сохранять национальное самосознание, язык и культуру. Некоторые страны СНГ по-прежнему лихорадит национализм. Неопределенность правового положения порождает у этнических россиян неуверенность в будущем, тревогу за судьбы детей.
В развитие тезисов об «оккупации Советским Союзом» Прибалтики властями Эстонии и Латвии начиная с середины
90-х годов возбуждено свыше 150 уголовных дел по обвинению ветеранов МГБ и МВД в преступлениях против человечности и геноциде. Ни один из таких случаев не оставался без соответствующей реакции со стороны России. Ветеранам оказывалась необходимая поддержка, в том числе при подготовке жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), обеспечение адвокатской помощью. В результате усилий российской дипломатии в 2005 г. при поддержке ОБСЕ удалось добиться получения временного вида на жительство в Эстонии для более чем 5 тыс. российских военных пенсионеров и членов их семей.
Последовательные шаги предпринимаются по защите прав и интересов российских граждан, проживающих в Туркмении. В результате переговоров туркменское руководство отменило в отношении российских граждан – бипатридов требование о наличии в паспорте гражданина Туркменистана специальной разрешительной записи, ущемляющей их право на свободное передвижение. Среди российских граждан прекратились ажиотажные миграционные настроения. В ближайшее время запланировано проведение очередных полномасштабных консультаций консульских служб наших стран.
Ситуация с правами соотечественников на постсоветском пространстве складывается неоднозначно. Общими чертами являются слабая представленность русской общины в органах власти, вытеснение русского языка, в том числе из электронных СМИ, тенденция к ухудшению социально-экономического положения соотечественников. В последние годы российская диаспора существенно постарела, поскольку более мобильная молодежь уезжает за рубеж. Миграция активной части диаспоры ведет к тому, что в ряде стран значительную часть наших соотечественников составляют представители малообеспеченных слоев.
Эти факторы во многом предопределяют аморфность диаспоры во многих бывших советских республиках, неготовность значительной ее части к консолидации. Как правило, повсеместно существуют десятки, а то и сотни общественных организаций соотечественников, слабо связанных, а то и конкурирующих друг с другом. Повышение веса и авторитета этих организаций, а соответственно и русскоязычных общин в целом является насущной потребностью, общей задачей как для российской стороны, так и для всех общественных и культурных институтов соотечественников за рубежом.
Россия все более активно оказывает материальную поддержку соотечественникам. Начиная с 2002 г. на цели поддержки соотечественников выделяются значительные средства из федерального бюджета. За счет федеральных средств для нужд общеобразовательных школ и других учебных учреждений с русским языком обучения стран СНГ осуществлены поставки учебников, учебно-методической, справочной и художественной литературы общим тиражом 2,67 млн. экземпляров; около 3,5 тыс. учителей русской словесности и начальных классов прошли профессиональную переподготовку на базе ведущих педагогических университетов и институтов Москвы и Омской области, а также Российско-Киргизского, Российско-Таджикского и Российско-Армянского славянских университетов; около 1300 учащихся старших классов общеобразовательных школ с русским языком посетили музейные комплексы, памятники истории и культуры России, природные и историко-культурные заповедники (2005 г. – 1,5 тыс. учащихся).
– 4 тыс. детей отдохнули и поправили здоровье в детских учреждениях санаторного типа в различных регионах России;
– проведены национальные этапы олимпиад школьников по русскому языку, математике, физике, химии и биологии. Победители национальных этапов приняли участие в заключительном этапе олимпиады в Москве;
– ежегодно в странах проживания соотечественников проводятся конкурсы «Лучший учитель русской словесности», победители которых приглашаются в Москву;
– ежегодно для более чем
3 тыс. организаций соотечественников, школ, ветеранов Великой Отечественной войны организуется подписка на российские периодические общественно-политические, массовые, профессиональные издания. В 2005 г. на эти цели израсходовано 16,0 млн. руб.;
– более 35 тыс. соотечественников (ветеранам Великой Отечественной войны, пенсионерам, многодетным семьям) оказана разовая материальная помощь. В 2005 г. на эти цели израсходовано 30,0 млн. руб.
Всего на поддержку соотечественников в 2005 г. в федеральном бюджете было выделено 302,4 млн. руб.
Большое значение имела бы выработка механизма осуществления совместных взаимовыгодных экономических проектов с зарубежными диаспорами. Главную роль здесь, разумеется, призваны сыграть коммерческие организации и частный бизнес. В более широком плане речь следует вести о создании источников внутреннего самовоспроизводства российской диаспоры, тем более что примеры ассимиляции соотечественников в течение одного-двух поколений в разных странах мира многочисленны.
Выделился и ряд первостепенных направлений. Это прежде всего преодоление «информационного вакуума», который создается вокруг наших соотечественников. Здесь необходим комплекс серьезных мер – налаживание или восстановление российского телевещания на зарубежье, выпуск специализированного издания соотечественников, часть которого могла бы готовиться в Москве, а часть – самими соотечественниками в той или иной стране. В перспективе возможно и учреждение информационного агентства с редакциями в России и странах ближнего зарубежья.
Актуальной задачей остается содействие процессам самоорганизации соотечественников. В этом плане позитивную роль играют регулярные встречи представителей руководства МИДа с организациями соотечественников в Узбекистане, Армении, Литве, в Крыму и др. Заслуживает внимания идея проведения «кустовых совещаний» соотечественников в регионах. Особенно это относится к Центральной Азии и Закавказью.
По-прежнему важной является задача обновления законодательной базы работы с соотечественниками. Инициатива здесь – в руках Федерального собрания Российской Федерации, профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы.