Лидеры оппозиции рассчитывают заручиться поддержкой казахстанцев уже к следующим выборам.
Фото Reuters
Нурсултан Назарбаев собирает вокруг себя бывших соперников по президентской гонке. Один из них, лидер партии «Ак жол» («Светлый путь») Алихан Байменов объявил о своем намерении войти в состав возглавляемой президентом Государственной комиссии по подготовке программы политических реформ. Такая перемена взглядов произошла после встречи бывшего оппозиционного кандидата Байменова с Назарбаевым.
Госкомиссия по политреформе, созданная два года назад, была призвана собрать за круглым столом все партии и общественные объединения, заинтересованные в демократическом развитии Казахстана. Тогда оппозиция отказалась от участия в работе комиссии, назвав ее профанацией идеи демократии. Теперь «Ак жол», как наиболее умеренная партия, согласилась на сотрудничество с властями. Более того, «Ак жол» намерена войти и в парламент.
На парламентских выборах 2004 года партия «Ак жол» (тогда еще единая) получила всего один депутатский мандат. Единый «Ак жол», возглавляемый пятеркой лидеров, от такого представительства в Мажилисе отказался, мотивируя отказ несогласием с итогами выборов. Но вскоре после выборов партия раскололась надвое. Для политической жизни страны это стало потрясением: партии «Ак жол» прочили большое будущее. Некоторые эксперты говорили даже об объединении оппозиции именно под флагами «Ак жола». Раскол во многом был связан с личными амбициями лидеров партии – бывших высокопоставленных чиновников, которые так и не смогли договориться. В итоге три сопредседателя «Ак жола» вошли в движение «За справедливый Казахстан» во главе с экс-генпрокурором страны и бывшим спикером Мажилиса (нижней палаты) парламента второго созыва Жармаханом Туякбаем. А двое, включая Алихана Байменова, откололись, и партия распалась.
Теперь легитимным в Казахстане остался лишь один «Ак жол» – возглавляемый Алиханом Байменовым. И его присутствие в госкомиссии и парламенте вполне устраивает президента Назарбаева. «Роль Байменова в расколе оппозиции перед президентскими выборами была очень большой, – сказал «НГ» политолог, директор Группы оценки рисков (Казахстан) Досым Сатпаев, – и после выборов он ждал заманчивых предложений со стороны власти, вплоть до места в правительстве. Но власти он пока выгоднее в роли публичного политика. Особенно сейчас, когда рассматривается заявка Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году и надо продемонстрировать Западу диалог власти с оппозицией. Правда, после поражения на выборах поучаствовать в этом диалоге высказали желание и радикалы, называющие Байменова «президентским ставленником». Но, учитывая неоднократные отказы в регистрации и преследования активистов в регионах, их в Госкомиссию по реформам вряд ли позовут. И ОБСЕ может обратить на это внимание».
Фото Reuters
США явно не заинтересованы в расшатывании ситуации в Казахстане, и озвучивая эту позицию Вашингтона, посол Ордвей посоветовал местной оппозиции «в ближайшие несколько лет найти точки соприкосновения с обществом, очертить для себя круг проблем, по которым она сможет найти поддержку в обществе». Он также заявил, что положительно оценивает освобождение из мест лишения свободы бывшего госчиновника, одного из лидеров оппозиции Галымжана Жакиянова.
В целом же в США невысоко оценивают тактику и стратегию действий казахстанской оппозиции. По мнению посла, оппозиция «не лучшим образом» участвовала в прошлогодней президентской избирательной кампании. «Появление фигуры Жакиянова, не принимавшего участия в выборах, дает оппозиции возможность по-новому взглянуть на происшедшее и решить, что делать дальше», – отметил в этой связи Джон Ордвей. При этом он подчеркнул, что роль США в Казахстане заключается «не в том, чтобы быть либо адвокатом, либо судьей» в отношениях власти и оппозиции. «Мы не можем поддерживать оппозицию и противостоять президенту Назарбаеву – или наоборот», – сказал посол. «Только политическая конкуренция станет для власти, для правительства стимулом, чтобы выбрать правильный курс, действовать в интересах всего общества. Для правительства всегда должна существовать угроза потерять власть, поменяться ролями с оппозицией», – отметил американский дипломат.
Надо отметить, что после президентских выборов оппозиция, хотя и выражала несогласие с итогами голосования, все-таки была согласна на диалог. Однако последовавшие за выборами отказы в регистрации оппозиционных партий, продолжающееся преследование оппозиционных активистов в регионах налаживанию диалога явно не способствуют.
Пока власти Казахстана пытаются наладить сотрудничество с хотя бы с умеренным крылом своих политических оппонентов, реальная оппозиция тоже не сидит без дела. Они планируют в ближайшие недели провести общереспубликанское собрание, на котором будет выработан план дальнейших действий на ближайшие годы – уже с прицелом на новые выборы.
Астана