Генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота уверен, что Узбекистан способен усилить потенциал этого экономического сообщества.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Интеграционные процессы в рамках СНГ, а также вопросы, связанные с вхождением Узбекистана в ЕврАзЭС, будут в центре внимания начинающихся сегодня в Ташкенте двухдневных переговоров российской делегации во главе со спикером Госдумы РФ Борисом Грызловым и президента Узбекистана Ислама Каримова.
Узбекистан, став полноправным членом Евразийского экономического сообщества, вынужден быстро и радикально реформировать свою экономическую политику. Как сказал «НГ» генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота, «после акта формального вступления в ряды ЕврАзЭС 25 января 2006 г. Узбекистан до июня 2006 года должен присоединиться к 20 действующим в организации соглашениям, а до конца года – к остальным 54». Сложность ситуации заключается в том, что экономическая политика Узбекистана основывается на принципах изоляционизма и сохранения государственных методов управления, то есть противоречит многим принципам, на основе которых создавалось ЕврАзЭС. И если Узбекистан по той или иной причине станет тормозить присоединение к указанным актам, у ЕврАзЭС могут возникнуть серьезные проблемы: согласно уставу сообщества, те соглашения, к которым не присоединилась хотя бы одна страна, считаются недействительными.
«Впрочем, проволочек с узбекской стороны быть не должно, – считает Григорий Рапота, – поскольку Ташкент сам вышел с предложением о вступлении в ЕврАзЭС, а эксперты, которых прислал Ташкент для работы в организации, показали хороший уровень знаний и желание сотрудничать».
Со своей стороны, в Ташкенте уже начали пересматривать внутренние экономические нормативы. Как заявил журналистам заместитель председателя комитета по международным делам и межпарламентским связям Олий Маджлиса (нижней палаты парламента) Латиф Гулямов, Ташкент реально присоединяется к договорам ЕврАзЭС и уже идет работа по согласованию 57 документов сообщества. Более того, нижняя законодательная палата парламента Узбекистана уже ратифицировала протокол о присоединении Узбекистана к договору об учреждении ЕврАзЭС.
Членство в ЕврАзЭС сулит Узбекистану вполне осязаемые положительные перспективы. В рамках организации Ташкенту будет проще найти с соседями по региону консенсус в понимании таможенных, налоговых, пограничных вопросов. Если ЕврАзЭС удастся запустить механизм более эффективного торгово-экономического сотрудничества, инвестиций и передвижения рабочей силы, от этого выиграют все. Ислам Каримов 10 февраля на заседании кабинета министров заявил, что «в связи со вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС требуется реализовать необходимые меры по унификации таможенных процедур». Он также подчеркнул, что его страна ориентируется на такие основополагающие принципы ЕврАзЭС, как формирование зоны свободной торговли, создание Таможенного союза, согласование перечней подакцизных товаров, по которым установлены минимальные ставки. Глава государства поручил кабинету министров в двухнедельный срок создать специальную рабочую группу с привлечением международных экспертов по разработке новой редакции Таможенного кодекса, предусматривающего обеспечение прозрачности в администрировании всех таможенных процедур, защиту внутреннего рынка от проникновения контрабандной низкопробной продукции. «Новый Таможенный кодекс должен стать нормативным актом прямого действия», – сказал Каримов.
Как заявил «НГ» доктор политических наук, директор Фонда региональной политики Узбекистана Сайфиддин Джураев, «присоединение к ЕврАзЭС дает республике возможность выхода на рынки и потенциал, которыми обладают прежде всего Россия, Белоруссия и другие страны – члены сообщества». «Таким образом, союзнические отношения между Россией и Узбекистаном теперь будут подкреплены взаимодействием в рамках ЕврАзЭС. И это вполне понятно. Как понятно и то, что приоритет будет отдан экономической сфере, от которой в конечном итоге зависит не только развитие республики в целом, но и рост благосостояния каждого гражданина Узбекистана», – сказал Джураев.
Сделав такой шаг, Узбекистан уже сейчас получает ряд преимуществ, считает узбекский парламентарий Латиф Гулямов. Это безвизовый режим для поездки своих граждан, признание узбекских дипломов о высшем образовании во всех странах сообщества и, самое главное, координированность контактов республики с ВТО, ОБСЕ, другими международными организациями.
«Узбекистан способен стать одним из значимых игроков в ЕврАзЭС, поскольку является крупнейшим государством Центральной Азии по населению и весьма крупным по экономическому потенциалу. Имея такие «стартовые условия», Ташкент объективно создает предпосылки для значительного усиления позиций самого Евразийского экономического сообщества», – считает завотделом Средней Азии и Кавказа российского Института стран СНГ Андрей Грозин.
Впрочем, уже есть и первые показатели сотрудничества Узбекистана со странами – участницами ЕврАзЭС. 6 февраля завершились переговоры по сборке в Узбекистане белорусского трактора «Беларусь». Минск готов не только поставлять в Узбекистан продукцию своих машиностроительных предприятий, но и вкладывать инвестиции в развитие тракторостроительной отрасли. Уже в ближайшее время в республику поступят пять тысяч белорусских тракторов. А в будущем в Узбекистане будет налажена сборка этой машины.
«Для России присоединение Узбекистана к ЕврАзЭС тоже безусловный плюс, позволяющий существенно укрепить свои позиции в узбекской экономике и регионе в целом», – считает генсек сообщества Григорий Рапота. Кроме того, отметил он, сейчас в Центрально-Азиатском регионе оформляется серьезный экономический и политический союз. Регион интересует Россию также и в плане безопасности южных границ. Не безразлично для России и то, как будет развиваться политический процесс в крупнейшей стране Центральной Азии. Именно поэтому Узбекистан не стал ограничиваться членством только в одном интеграционном объединении – на днях было принято решение о возобновлении членства в Организации коллективной безопасности (ОДКБ).
В соседнем Казахстане хотя и приветствуют более активное участие Узбекистана в структурах СНГ, но все же относятся к новичку с определенной настороженностью, поскольку и Астана, и Ташкент давно претендуют на лидерство в регионе. По мнению казахстанского аналитика, директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, для Астаны очевидны минусы присоединения соседей к ЕврАзЭС. «Многие инициативы Казахстана, которые наша республика будет выдвигать в рамках ЕврАзЭС, будут восприниматься Узбекистаном либо негативно, либо равнодушно. Здесь есть некий элемент конкуренции и амбиций, которые сохраняются у Ислама Каримова, и понятно, что он не допустит, чтобы Астана, которая, кстати, играет одну из первых скрипок в ЕврАзЭс, устанавливала правила игры для Узбекистана», – считает Досым Сатпаев.
Если рассматривать ситуацию сквозь призму перспектив самого ЕврАзЭС, то присоединение к нему Узбекистана можно, с одной стороны, рассматривать как весьма ценное «приобретение», поскольку это сулит расширение общего для сообщества рынка (Узбекистан является крупным потребителем и производителем продукции и сырья). С другой стороны, ЕврАзЭс и без Узбекистана являет собой организацию с массой внутренних проблем. Главная состоит в том, что из всех государств, входящих в ЕврАзЭс, только два имеют относительно равный уровень экономического развития и по большинству позиций совпадающее понимание того, что они хотят иметь от ЕврАзЭС, – это Казахстан и Россия.