0
1231
Газета Дипкурьер Интернет-версия

30.01.2006 00:00:00

Последнее прибежище Тегерана

Артур Блинов.
Зав. отделом международной политики "Независимой газеты"

Об авторе: Артур Александрович Блинов - обозреватель "НГ".

Тэги: лариджани, магатэ, москва, иран, сафари


Из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) невозможно сделать вывод о том, что Иран перешел «красную линию». Такую оценку распространяли на прошлой неделе в Москве иранские дипломаты. Это делалось в связи с визитами в российскую столицу сразу двух высокопоставленных деятелей из Тегерана – заместителя министра иностранных дел Мехди Сафари и секретаря Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Лариджани, главного иранского переговорщика по ядерной проблеме. Приведенный тезис гости старательно внушали принимавшим их российским коллегам – министру иностранных дел Сергею Лаврову, секретарю Совета безопасности Игорю Иванову и главе Росатома Сергею Кириенко.

Главный итог переговоров – озвученный обеими сторонами призыв решать проблему дипломатическими методами с использованием механизмов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Иранцы дали заверения, что «позитивно относятся» к плану России по вопросу об обогащении урана, но в то же время хотят «усовершенствовать» его на переговорах в феврале. По их словам, возможно и приглашение в проект третьих стран (в эти дни в Тегеране упоминается Китай).

Возможное решение МАГАТЭ передать иранское досье в Совет Безопасности ООН обернется началом промышленного обогащения, пригрозил Лариджани. Кроме того, Иран выйдет из Дополнительного протокола к ДНЯО. При всем том иранцы настойчиво добивались согласия Москвы на завершение строительства АЭС в Бушере к концу нынешнего года.

Из Москвы Лариджани вылетел в Пекин. Принимавшие его китайские руководители высказались против угрозы «произвольных санкций», мешающей переговорам с Ираном. Кроме того, представитель МИД КНР Кун Цюань отметил в связи с прошедшими беседами, что предложение Москвы о проведении обогащения иранского урана на территории России – «хорошая попытка найти выход из тупика».

В эти же дни в Тегеран прибыла делегация МАГАТЭ во главе с заместителем директора агентства, руководителем департамента ядерной безопасности Олли Хейноненом. Она должна уточнить вопросы из недавнего прошлого иранской ядерной программы, в частности, узнать у иранцев, что они приобрели на «черном рынке» ядерных технологий. Эти контакты – последние накануне внеочередной сессии Совета управляющих МАГАТЭ, назначенной на 2 февраля. Как ее провести – тема встречи в нынешний понедельник в Лондоне глав внешнеполитических ведомств США, «европейской тройки», России и КНР. Эти шесть стран – постоянные члены Совета Безопасности ООН или официальный ядерный клуб и примкнувшая к ним Германия.

В отличие от иранских политиков западные участники лондонской встречи считают, что Иран переступил запретную «красную черту», когда прекратил мораторий на ядерные работы, и теперь его надо наказать через СБ ООН. Как заявил посол США при МАГАТЭ Грегори Шулте, «исследования», возобновленные иранцами, в действительности служат пилотным проектом по обогащению урана. Если у иранцев пойдет обогащение урана в малых, экспериментальных масштабах, то будет нетрудно перейти к крупномасштабному, промышленному обогащению. А там недалеко и до производства оружейного урана.

В минувшую среду члены евротройки вручили партнерам проект резолюции Совета управляющих МАГАТЭ, содержащий требование передачи иранского досье в СБ ООН. Западные дипломаты в Вене заявляют, что уже заручились поддержкой минимум 20 членов Совета управляющих из 35.

Но есть два участника дискуссии, чья поддержка или отсутствие таковой много значат. Россия и Китай способны заблокировать любое решение на более позднем этапе – в Совете Безопасности. Обе страны за соблюдение ДНЯО и в то же время против санкций в отношении Ирана. Показательны высказывания на этот счет Сергея Лаврова. Он подчеркнул твердую приверженность России режиму нераспространения ОМУ и вместе с тем высказался против «резких действий» в отношении Ирана, напомнив о том, как неудачно подобная поспешность сказалась в истории с Ираком. И еще: по своему опыту работы в ООН министр отметил высокие профессиональные качества иранских дипломатов.

Помогут ли теперь эти высокие качества иранским дипломатам и политикам, периодически чередующим заявления о готовности к переговорам с угрозами прервать контакты с МАГАТЭ? Насколько серьезен их интерес к «российскому проекту» и не идет ли речь о попытке выиграть время и закрепить выход из более чем двухгодового моратория на ядерные работы? Судя по сдержанным, хотя и по форме позитивным высказываниям самих иранских визитеров, в Москве они не дали окончательных ответов на этот вопрос.

В то же время больше чем тактические ходы Тегерана на ход дебатов в Вене, очевидно, повлияет позиция таких влиятельных членов ядерного клуба, как Россия и Китай. Их разногласия с западными странами по поводу конкретных шагов сегодняшнего дня очевидны, но это не перечеркивает согласия в том, что нельзя допустить распространения ОМУ и соответственно превращения Ирана в ядерную державу. Поэтому есть почва для достижения компромисса.

Компромиссными, например, считает Высокий представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана предложения Москвы по проведению минимум двух заседаний СБ ООН по иранской проблеме. Как сообщил Солана американскому журналу «Ньюсуик», эти предложения были изложены Путиным главе правительства ФРГ Ангеле Меркель, а затем другим участникам «совещаний шести». Суть их состоит в том, что СБ ООН может для начала провести консультации по иранской ядерной программе, но не в порядке «передачи досье», требующей принятия мер. Это обсуждение должно завершиться призывом к Ирану и МАГАТЭ более активно заняться поиском решения проблемы. Затем уже МАГАТЭ на плановом заседании Совета управляющих 6 марта должен вынести свой вердикт о поведении Ирана. И лишь после этого Совет Безопасности мог бы рассмотреть возможные варианты действий. В пользу этого плана и тот факт, что МАГАТЭ сможет подготовить свой полный доклад по Ирану лишь к началу марта.

Похоже, аргументация Москвы получила отклик. Но еще большее отрезвляющее влияние оказывает сам факт приближения момента принятия решения. Ведь ситуация на мировом рынке нефти такова, что товарные биржи каждый раз зажигают красный запрещающий сигнал, когда даже в общем плане заходит разговор о «мерах наказания» Ирана. А что будет, когда дело перейдет в плоскость принятия самих решений о санкциях и их претворении в жизнь?

Перед лицом нервозности бизнеса политики стран, выступающих за передачу иранского досье в СБ ООН, не спешат конкретизировать содержание задуманного ими наказания Ирана. Так, президент США Джордж Буш в своей речи в прошлый понедельник ограничился утверждением, что Запад «ссорится с властями, а не с народом» Ирана. Уже сейчас звучат заверения, что не будут вводиться ограничения на поездки иранцев на спортивные и культурные мероприятия. Как считают многие западные эксперты, введение ограничений на экспорт Ираном нефти попросту немыслимо, так как это обрушит все рынки. При этом Иран будет иметь возможность переключиться на рынок Китая, который санкции не поддержит. Что же тогда останется в качестве объекта санкций – Бушерская АЭС, паспорта иранских чиновников?

По оценкам некоторых западных экспертов, в случае их принятия меры наказания Ирана будут настолько урезаны, что сведутся главным образом к шагам по дипломатической изоляции Тегерана. Но пойдет ли все же развитие событий по этому пути, во многом покажет текущая неделя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1837
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1152
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
845
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1133

Другие новости