Во время моей поездки в Дарфур в мае прошлого года я был преисполнен надежды. Сегодня у меня нет оснований для оптимизма, если только международному сообществу в течение ближайших недель не удастся предпринять новые серьезные усилия.
В мае я посетил деревню, жители которой спаслись от насилия бегством и теперь оказались в относительной безопасности благодаря присутствию войск Африканского союза (АС). Естественно, это был только первый шаг. Население на большей части огромного региона по-прежнему становилось жертвой спорадических вспышек насилия, и более миллиона человек по-прежнему жили в лагерях. Однако благодаря массовой операции по оказанию чрезвычайной помощи, проводимой под руководством ООН, число умирающих от голода или болезней стремительно сокращалось.
Было достигнуто, пусть и не идеальное, соглашение о прекращении огня. В Абудже (Нигерия) при умелом посредничестве представителей АС шли мирные переговоры между суданским правительством и повстанческими движениями. Можно было надеяться, что к концу года будет достигнуто соглашение.
Были и другие позитивные признаки. Совет Безопасности ООН передал вопрос о положении в Дарфуре на рассмотрение Международного уголовного суда и постановил в принципе применять целенаправленные санкции к тем лицам, которые будут признаны виновными в совершении злодеяний на протяжении последних двух лет.
Как жаль, что я не могу сегодня сообщить вам о том, что все эти усилия принесли плоды, что в Дарфуре царит мир и открыт путь к восстановлению.
Увы, наблюдается обратная картина. Во многих районах Дарфура продолжаются убийства, изнасилования и изгнание из домов тысяч людей. Численность перемещенных лиц сейчас достигла двух миллионов человек, и три миллиона (половина всего населения Дарфура) получают продукты питания и другие предметы первой необходимости по линии международной чрезвычайной помощи. Доступ во многие районы Дарфура стал для работников, оказывающих чрезвычайную помощь, слишком опасным.
Мирные переговоры по- прежнему далеки от завершения. А боевые действия грозят перекинуться на соседний Чад, обвинивший Судан в вооружении повстанцев на его территории.
Несмотря на хроническую нехватку финансовых средств, военнослужащие АС на местах с доблестью выполняют свой долг. В их присутствии люди чувствуют себя безопаснее. Но их слишком мало: на территории размером в штат Техас действуют силы по охране численностью всего 5000 человек и еще 2000 полицейских и военных наблюдателей. У них нет ни техники, ни широкого мандата, необходимого для защиты людей, которым угрожает опасность, или для принудительного применения соглашения о прекращении огня, постоянно нарушаемого теперь повстанцами, а также формированиями «джанджавид» и суданскими правительственными силами.
12 января АС постановил продлить мандат миссии АС до 31 марта, поддержав в принципе идею ее последующего преобразования в этом году в операцию ООН. Сроки такого преобразования пока обсуждаются.
Это, несомненно, ставит в центр внимания Совет Безопасности ООН. Согласно Уставу ООН на совет возложена главная ответственность за обеспечение международного мира и безопасности. Кроме того, в сентябре прошлого года впервые в истории все члены ООН единодушно признали обязанность защищать население от геноцида, этнических чисток, военных преступлений и преступлений против человечности, обязавшись предпринимать действия через Совет Безопасности в случае, если национальные органы власти окажутся не в состоянии обеспечить такую защиту.
Переход от сил АС к миротворческой операции ООН в Дарфуре теперь неизбежен. Для обеспечения эффективности такого перехода требуется, и как можно скорее, твердое решение Совета Безопасности.
Но пусть никто не думает, что этот кризис может быть решен простым переводом действующей миссии АС под эгиду ООН. Любая новая миссия должна иметь четкий мандат, позволяющий принимать решительные меры по защите тех, кому угрожает опасность, с применением, если потребуется, силы, а также надлежащие средства для этого. Это означает развертывание более крупной, мобильной и лучше оснащенной миссии, чем нынешняя Миссия Африканского союза в Судане (МАСС). Страны, обладающие необходимыми военными силами и средствами, должны быть готовы к их развертыванию.
Для развертывания таких сил ООН потребуется несколько месяцев. Тем временем должно обеспечиваться сохранение и укрепление миссии АС. Мы не можем допустить никаких перерывов и никакого ослабления уже развернутых на месте сил. В мае прошлого года АС и ООН совместно организовали в Аддис-Абебе конференцию доноров для мобилизации денежных средств и материально-технической поддержки для МАСС. Теперь планируется провести новую конференцию, намеченную на 20 февраля.
В то же время должна продолжаться и обеспечиваться финансированием в полном объеме крупномасштабная операция по оказанию чрезвычайной помощи, с тем чтобы народ Дарфура продолжал получать чистую воду, продукты питания и другие жизненно необходимые предметы снабжения.
Наконец, и самое главное, на все стороны – повстанческие группы, а также правительство – необходимо оказать гораздо большее давление, с тем чтобы они соблюдали соглашение о прекращении огня и обязались добросовестно довести мирные переговоры в Абудже до скорейшего завершения. Нынешние задержки непростительны. Ценой этих задержек становится ежедневная гибель людей. Участникам переговоров необходимо напомнить об их личной ответственности.
Ясно одно: какие бы внешние силы ни были направлены в Дарфур, они могут в лучшем случае обеспечить лишь временную безопасность его жителей. Их безопасное будущее и возвращение двух миллионов в свои дома возможны только при достижении их лидерами политического соглашения.