'Большая восьмерка' должна уделить особое внимание палестино-израильскому урегулированию.
Фото Reuters
Российское председательство в «большой восьмерке» обещает быть весьма насыщенным в том, что касается дискуссий по тематике Ближнего Востока. Речь пойдет сразу о ближневосточном урегулировании, о партнерстве G8 со странами Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки, о ситуации вокруг Ирака и других вопросах.
По проблематике арабо-израильского конфликта особых проблем в достижении консенсуса не предвидится. Большинство членов G8 либо индивидуально, либо на коллективной основе входят в состав «четверки» международных посредников (Россия–США–ЕС–ООН). Поэтому они разделяют основные цели «квартета» – поэтапное арабо-израильское урегулирование на основе «Дорожной карты» с выходом на создание суверенного демократического Государства Палестина, сосуществующего бок о бок с Израилем в мире и безопасности.
Япония и Канада, не являющиеся участниками «квартета», согласны с таким подходом, что и зафиксировано в решениях двух предыдущих саммитов «большой восьмерки».
Главная задача – это не дать угаснуть той позитивной динамике, которая обозначилась в 2005 году, когда удалось достичь существенного снижения уровня израильско-палестинского насилия, а Израиль реализовал план одностороннего ухода из сектора Газа и части Западного берега Иордана.
Россия будет энергично настраивать своих партнеров по «восьмерке» на поддержание этого движения и дальнейшее формирование условий возвращения сторон к выполнению требований «Дорожной карты», к возобновлению субстантивного политического процесса на ее основе.
Инициатива партнерства «большой восьмерки» с регионом Расширенного Ближнего Востока, изначально сформулированная США, была одобрена на саммите в Си-Айленде 8–11 июня 2004 года и затем развита в материалах встречи лидеров восьми промышленно развитых государств в Глениглсе в 2005 году. Руководители стран G8 заявили на этих форумах о своей поддержке демократических, социальных и экономических реформ, осуществляемых в регионе.
Хотя у России и есть собственное, не всегда совпадающее с США и другими участниками «восьмерки» видение процессов модернизации в зоне РБВСА, она будет в духе преемственности и сотрудничества, работая на основе координации с нашими партнерами по G8 и региональными участниками, уделять должное внимание проблематике, обсуждающейся в рамках созданного на основе решений Си-Айленда «Форума для будущего».
Наш подход основан на здравом смысле. Да, зона, условно называемая Расширенным (Broader) Ближним Востоком, остро нуждается в переменах. Однако мы убеждены, что такие перемены должны проходить по инициативе самих региональных сторон, без навязывания готовых рецептов, с учетом опыта, устоев и традиций тех стран и народов, которые проживают здесь, их национальной специфики, религиозных норм и нравственных принципов.
Реформы и демократия не означают, что историческое наследие народов, созданных ими цивилизаций должно быть отброшено или обесценено. В нашем понимании, истинные реформы – это продолжение самобытной истории в новых, соответствующих нынешнему историческому этапу развития человечества формах.
Без этого реформы будут отторгаться обществом, восприниматься им как чужеродный элемент. Наиболее предпочтительный путь – диалог и партнерство цивилизаций, поскольку Западу и Востоку есть чему поучиться друг у друга. На этом пути надо искать и ответы на общую угрозу – агрессию международного терроризма.
Без должного уважения к истории и религии, к самим народам региона реформы могут превратиться из фактора, ускоряющего развитие, в инструмент дестабилизации, когда новые возможности, порождаемые созданием демократических институтов, будут использованы экстремистами для захвата власти. Опыт многих стран, в том числе и входящих в зону РБВСА, говорит об этом.
Следует иметь в виду и другое. Без урегулирования региональных конфликтов и кризисов назревшая социально-экономическая и политическая модернизация региона будет чрезвычайно затруднена.
Мы поддерживаем идею комплексного подхода к вопросам образования, оказания поддержки малому и среднему бизнесу, увеличения инвестиционной активности и укрепления демократических начал, включая свободу слова, права женщин, диалог гражданского общества и государства. Нам особо близка тематика борьбы с неграмотностью в регионе, программы развития образования, подготовки национальных кадров. Россия будет к ним энергично подключаться.
Что касается организационного оформления инициативы партнерства «большой восьмерки» со странами региона, то, по нашему мнению, конкретные механизмы и принципы сотрудничества в ее рамках необходимо тщательно продумать и взвесить. Главным критерием здесь должна стать востребованность таких механизмов самими странами региона.
В ряду кризисных явлений, которыми насыщен регион Ближнего Востока, особое место занимает ситуация в Ираке. Завершение в конце минувшего года переходного периода в Ираке не означает решения всех сложных проблем.
В этой связи не теряет своей актуальности задача международного содействия достижению окончательного иракского урегулирования, восстановлению нормальной жизни. Россия в качестве председателя «восьмерки» будет добиваться выработки консолидированных подходов ее членов ко всему комплексу проблем, связанных с Ираком, прилагать усилия к тому, чтобы эффективно задействовать международный фактор в иракских делах.
Что касается ситуации в Сирии и Ливане, то Россия готова к продолжению совместной работы с «восьмеркой» для обеспечения выполнения резолюций 1559, 1595, 1636 и 1644 СБ ООН. В этом направлении уже достигнут существенный прогресс – сирийские войска и силы безопасности полностью выведены из Ливана, в этой стране прошли свободные выборы, которые позволили сформировать представительное правительство. Активно ведется международное расследование убийства бывшего премьер-министра Рафика Харири.
Разумеется, расследование должно вестись беспристрастно, объективно и не использоваться в политических целях, не имеющих к нему отношения.
При этом очень важно, чтобы выполнение международных решений, касающихся ливано-сирийского досье, способствовало укреплению гражданского мира и согласия в Ливане и не привело к дестабилизации обстановки в Сирии, возникновению нового конфликтного очага в Ближневосточном регионе.