На саммитах НАТО Виктор Ющенко давно не чувствует себя лишним.
Фото автора
В среде экспертов бытует мнение, что последнее расширение НАТО состоится в 2008 г. В этой финальной волне неофитов альянса должна оказаться и Украина: атлантические заявления как Киева, так и Брюсселя ориентированы именно на 2008 г. На эту дату ориентированы и планы нынешней власти Украины.
Так, в декабре 2005 г. Виктор Ющенко поручил кабинету министров создать постоянно действующий орган по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО. Это определено указом президента, которым вводится в действие решение Совета национальной безопасности и обороны от 25 ноября 2005 г. «О неотложных мерах по дальнейшему развитию отношений Украины с Организацией Североатлантического договора». В том же декабре два наиболее ярких сторонника вступления Украины в НАТО из состава правительства – министр обороны Анатолий Гриценко и иностранных дел Борис Тарасюк – заявляют, что Украина будет готова к членству в НАТО в течение трех лет.
В январе 2006 г. генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер назвал Украину в числе стран, которые могут войти в следующую волну расширения альянса в 2008 г. «Мы ожидаем, что страны-кандидаты с западных Балкан могут присоединиться к альянсу, но срок вступления связан с практическими достижениями, а не со сроком проведения саммита. Это в полной мере касается и других стран-кандидатов, в том числе Украины», – утверждает генсек НАТО.
Общие контуры подготовки к этой процедуре выглядят так. 30 января в Киеве пройдет встреча украинских и натовских экспертов для обсуждения материалов, подготовленных специалистами по разработке Плана действий относительно членства Украины в НАТО (ПДЧ). Такие встречи будут поставлены на регулярную основу, чтобы к концу марта подготовить окончательный проект плана для принятия политического решения. Промежуточный этап – проведение в феврале–марте консультационного заседание на уровне экспертов стран «Вышеградской четверки». Цель заседания – предварительная оценка проекта ПДЧ. Опыт стран-неофитов альянса Киев считает для себя наиболее полезным, хотя консультации будут проведены и с экспертами «старых» участников НАТО.
Весьма показательна в этом ключе уже прошедшая 20 января встреча министров обороны стран «Вышеградской группы». На ней было заявлено о поддержке курса Украины на ее полноправное членство в НАТО и о готовности предоставить Киеву необходимую экспертную, техническую, методическую и иную помощь, чтобы ускорить процесс.
Но реперная точка – встреча министров иностранных дел стран–членов НАТО, которая пройдет в Софии 27–28 апреля 2006 г. Если там примут положительное решение, то Украина может начать процедуру вступления в блок уже с сентября 2006 г. Встреча состоится уже после парламентских выборов на Украине, итоги которых будут иметь принципиальное влияние на темпы евроатлантического рывка Киева. Мартовский избирательный Рубикон будет «решающим для демократии в плане выбора будущего развития страны», подчеркнул Схеффер.
Правда, нервозность в планы украинских евроатлантистов вносит инициатива по проведению общенационального референдума по вступлению Украины в НАТО, которая лоббируется Социал-демократической партией объединенной – СДПУ(о). Лидеры этой партии – Леонид Кравчук и бывший глава администрации экс-президента Леонида Кучмы Виктор Медведчук – входят в первую пятерку оппозиционного блока «Не так!». С высокой долей вероятности можно утверждать, что если бы подобный референдум состоялся, то его результаты были бы антинатовскими. Результаты опроса, проведенного Всеукраинской социологической службой с 20 декабря по 3 января среди 4 тыс. жителей Киева, показали, что лишь 12,3% жителей Украины хотят вступления страны в НАТО и ЕС, а 47% выступают за сохранение нейтралитета. Есть риск возникновения сложной коллизии: продекларированный официальным Киевом курс на членство в НАТО будет противоречить волеизъявлению народа. И тогда, учитывая демократические традиции Майдана, ориентиры внешнеполитической и оборонной стратегии Украины придется выносить из натовской зоны.
Показательно, что действующая правовая база Украины не предусматривает четкой процедуры имплементации результатов референдума. Они, по решению президента, должны быть трансформированы в соответствующие концептуальные документы для исполнительной и законодательной власти. Правда, сроки таких действий не оговорены, и в теории президент может затянуть этот процесс. Тогда результаты референдума рискуют превратиться в общенациональный соцопрос, не более. Но итоги «натовского» референдума в любом случае станут острым элементом внутриполитической борьбы. Кроме уже упомянутого блока «Не так!», Партия регионов Виктора Януковича – тоже далеко не атлантисты, а именно ей социологи прочат победу на парламентских выборах. Весьма сдержанно высказывался в отношении НАТО и блок Юлии Тимошенко. Из-за этого команде Виктора Ющенко инициировать референдум сейчас крайне нежелательно.
Вхождение Украины в НАТО может отразиться и на отношениях с Россией, которые то и дело обостряются из-за военно-технической, газовой и флотской проблематики. Но существенно ли? Стоит вспомнить декларативное недовольство Москвы по поводу вхождения в НАТО стран Балтии, потом – Чехии, Польши и Венгрии. И что же? У России как не было стратегии противодействия расширению НАТО, так нет и сейчас. Правда, российские чиновники уже заявили о свертывании ряда военно-технических проектов с Украиной, и в ряде случаев эти угрозы реализуются. Потери только украинской стороны составят не менее 150 млн. долл., а с учетом нереализованных перспектив могут достигнуть нескольких миллиардов.
Но ограничение военно-технического сотрудничества связано не столько с натовскими декларациями Киева, сколько с избыточным потенциалом ВПК в самой России и с курсом на создание замкнутых циклов производства вооружений на своей территории, взятым в конце 90-х гг. Именно поэтому, по данным ЦИАКР, РФ ко второй половине 2005 г. на 8–10% уменьшила число проектов оборонно-промышленной кооперации. В то же время планы поставок авиационной и военно-морской техники свидетельствуют, что в среднесрочной перспективе украинские комплектующие под российские оружейные контракты будут востребованы. А когда к управлению оборонными предприятиями в России и на Украине придут менеджеры новой волны, в сегменте совместного производства вооружений возможно новое сближение.
В практике финансовых и промышленных структур Украины и России это уже случилось: порой трудно сказать, где именно здесь начинается Россия и заканчивается Украина. И нет причин опасаться, что вступление Украины в НАТО уменьшит интерес избыточного российского капитала к ключевым украинским объектам. Пузырь нефтяных сверхприбылей и путинская централизация заставляют российские ФПГ искать новые ниши приложения. И лучшего места, чем Украина – внеблоковая или натовская, – им пока не найти.