Проблема прав человека заставляет эмоционально реагировать лидеров России, Германии и США.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото) и Reuters
Первый визит в Москву федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель, как ожидается, подтвердит стратегический характер партнерства России и Германии, необходимого для мира и стабильности в Европе. Соответствующее заявление будет сделано сегодня Владимиром Путиным и Ангелой Меркель в ходе встречи в Кремле.
Непосредственно перед визитом в Москву Меркель побывала в Вашингтоне. Итогом ее встречи с американским президентом Джорджем Бушем стало заявление о «новом начале» в отношениях двух ведущих трансатлантических партнеров, нарушенных иракской войной. Одновременно приглушены страсти вокруг российско-украинского газового конфликта, грозившего перерасти и в коллизию Восток–Запад.
Актуальная проблема иранского «ядерного досье» скорее объединяет, а не разводит основных игроков международной сцены, стремящихся не допустить, чтобы Тегеран перешел ядерный Рубикон. Несомненно, имеются перспективы согласования международных подходов и усилий в решении и других кардинальных вопросов миропорядка.
Но все это не избавляет от ощущения, что в начале 2006 года нет ясности, в какую сторону повернется ситуация в мире. Прежде всего из-за Ирана. В этой связи чрезвычайно важно, как сложатся отношения между членами «большой восьмерки», в которой с начала года председательствует Россия. С одной стороны, обилие кризисов, вызовов, террористических угроз заставляет членов G-8 держаться друга друга, сохранять взаимодействие прежде всего по вопросам безопасности. С другой стороны, серьезные внешнеполитические неудачи, а также произошедшие (в Германии) и ожидаемые (в Италии, Франции, США) внутриполитические перемены нарушают сложившийся в «восьмерке» баланс влияния. Реалии таковы, что какие-либо решающие повороты в отношениях между ключевыми странами сейчас невозможны. И тем старательнее это упаковывается в рассуждения о соотношении ценностей, критики и интересов в межгосударственных отношениях.
Эти аспекты хорошо видны на фоне международных визитов нового лидера Германии Ангелы Меркель. Общие демократические ценности и приверженность идеалам свободы были лейтмотивом ее общения в Белом доме, служили новой атмосфере в американо-германских отношениях. Стороны без особого труда согласовали позиции по Ирану. Но многие другие важные вопросы американо-германских отношений определяются не столько идеалами, сколько интересами. Как отмечает западная пресса, Меркель «не согласилась стать подручной США».
Белый дом хотел бы «дешрёдеризации» политики Берлина, имея в виду не только двусторонние отношения, но и тесный характер российско-германского партнерства. Однако национальные интересы Германии, будь то политические, экономические, энергетические, культурные (не говоря уже об уроках истории), да и соотношение внутриполитических сил исключают откат от достигнутого уровня взаимопонимания и взаимодействия с Россией. Для этого просто нет разумных оснований. Но любопытно будет посмотреть, насколько широко использует Меркель в Москве «рычаг Гуантанамо».
Критика американского лагеря боевиков «Аль-Каиды» на Кубе, высказанная канцлером сначала в Берлине, а затем повторенная в Вашингтоне, но тут же отвергнутая Бушем, преподносится как новый универсально применимый стиль политики Ангелы Меркель. В Берлине многие ожидают, что «новый стиль» распространится и на Россию. Не случайно визит Меркель в Москву сопровождается призывами политиков как коалиционных, так и оппозиционных партий сказать «все», что в Берлине – и особенно в немецких СМИ – думают о России. Прежде всего речь идет о критике положения в области прав человека.
Государственный министр МИДа социал-демократ Гернот Эрлер предупреждает, что федеральное правительство наблюдает «внимательней и критичнее, чем прежде, за внутренним развитием в России, включая проблему демократии и ситуацию на Кавказе». Его коллега по партии и заместитель председателя фракции в бундестаге Вальтер Колбов считает необходимым обсудить в Москве ограничения свободы прессы, а премьер-министр Нижней Саксонии христианский демократ Кристиан Вульф – поставить перед Кремлем вопросы демократии. По мнению газеты «Вельт», «Меркель хочет продемонстрировать Соединенным Штатам небольшую дистанцию, а русским, несмотря на дистанцию, немного близости».
Как сообщил российским журналистам источник в Кремле, в ходе переговоров Путина и Меркель «предполагается уточнить график российско-германских политических контактов на 2006 год, включая 8-й раунд межгосударственных консультаций на высшем уровне с участием ключевых министров в Томске весной этого года, а также другие мероприятия в двусторонних и многосторонних форматах, в том числе саммит «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге 15–17 июля».
Как указал источник, Россия и Германия придерживаются «близких либо созвучных подходов по большинству актуальных международных вопросов» – углубления сотрудничества в ООН, в Совете Россия–НАТО, ОБСЕ, а также в «большой восьмерке».