-Господин министр, прошлый год наглядно показал, что Азербайджан становится ареной столкновения интересов мировых держав, в частности США, России и Западной Европы. В 2005-м азербайджанскому руководству как-то удавалось соблюдать баланс в отношениях с этими крупными игроками. С учетом скорого завершения крупнейших, имеющих мировое значение энергетических проектов Баку начнет свою «большую внешнеполитическую игру»?
– Согласен, что с точки зрения геостратегии расположение Азербайджана на перекрестке линий «Восток–Запад» и «Север–Юг» является определенным элементом конкуренции в отношениях наших соседей. Свою роль тут, конечно, играют и запланированное на 2006 год начало функционирования нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан и газопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум, работы по реализации железнодорожного проекта Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс. Об усилении авторитета Азербайджана говорит и то, что в июне Баку станет местом проведения конференции министров иностранных дел Организации Исламская Конференция. Тем не менее не думаю, что это дает основания характеризовать нашу страну как место «столкновения интересов мировых держав». Наоборот, мы расположены в регионе, обладающем всеми возможностями для того, чтобы стать зоной международного сотрудничества – независимо от того, идет ли речь о развитии инфраструктуры, продвижении энергетических проектов, усилиях в области безопасности или других шагах, адресующих вызовы и угрозы современности, которые слишком сложны и многомерны, чтобы государства могли справиться с ними в одиночку. Глобализация задач, стоящих перед мировым сообществом, требует глобального подхода к их решению. Что же касается сбалансированности, то мы стараемся по максимуму использовать потенциал развития отношений со всеми государствами, в первую очередь – с нашими непосредственными соседями.
– Бытует мнение, что, объявив интеграцию в евроатлантические структуры приоритетным направлением внешнеполитической деятельности, Азербайджан тем самым отодвигает на второй план отношения с Россией. Баку что, действительно отдаляется от Москвы?
– Мы на самом деле объявили интеграцию в европейские и евроатлантические структуры одним из приоритетов внешней политики. Совсем недавно, в декабре, азербайджанские эксперты и их коллеги из Евросоюза начали в Баку обсуждение Плана действий в рамках политики европейского соседства. Активно претворяется в жизнь индивидуальный план партнерства с НАТО, призванный вывести сегодняшнее взаимодействие Азербайджана в программе «Партнерство во имя мира» на качественно новый уровень. Активизируется участие нашей страны в ОБСЕ и Совете Европы.
Тем не менее отношения с Россией для нас всегда были и остаются одним из внешнеполитических приоритетов. Я бы назвал эти отношения стратегическим партнерством. Нас связывает многое – общая история и традиции, культурная и гуманитарная общность, не говоря уже об экономическом взаимодействии, сотрудничестве в области безопасности и т.д.
– В России минувший год был Годом Азербайджана. Нет ли у вас ощущения, что для развития отношений двух стран прошедший год был, скажем так, не самым успешным?
– Вот тут уж позвольте с вами не согласиться. Отношения с Россией на разных этапах нашего общего постсоветского этапа развития могли быть охарактеризованы по-разному, имелись в них и определенные сложности, которые мы успешно преодолеваем совместными усилиями, но я никогда не назвал бы их формальными. Начнем с динамики диалога на высшем уровне. Встречи президентов двух стран в феврале, мае, июне и августе дают основания говорить, что отношения между Азербайджаном и Россией развиваются поступательно. Главы государств как бы задают тот темп, который мы стараемся поддерживать.
– Недавно в прессе прошла информация, что уже в начале текущего года ожидается официальный визит в Азербайджан президента РФ Владимира Путина. Когда состоится этот визит?
– Действительно, в конце февраля 2006 года состоится открытие Года России в Азербайджане и на это время планируется официальный визит в Баку президента Путина.
– Азербайджан расширяет сотрудничество с США и НАТО. На юге и севере страны уже размещены американские РЛС. В Москве к этому относятся, мягко говоря, без восторга, опасаясь расширения военного присутствия США в Азербайджане. Справедливы ли эти опасения?
– Строящиеся в районе городов Хызы и Астара радары не являются американскими военными объектами. Это собственность Азербайджана, которая будет использоваться в наших национальных интересах. США лишь оказывают Азербайджану материальную и техническую помощь в реализации данных проектов. Строительство идет в полном соответствии с рамочным двусторонним соглашением о нераспространении, обусловлено необходимостью осуществления Азербайджаном полного и эффективного контроля за периметром границ национального сектора на Каспии и не должно быть основанием для беспокойства наших соседей, в том числе России.
– России уже пришлось ускорить вывод своих военных баз из Грузии, Украина грозит пересмотреть условия базирования Черноморского флота и совместного использования станций раннего обнаружения ракетных пусков в Севастополе и Мукачеве. В Азербайджане тоже есть подобная станция, действующая в интересах России, – Габалинская РЛС...
– Габалинская РЛС, строго говоря, не является российским военным объектом. Речь идет о центре по сбору и анализу информации, арендуемом российской стороной у правительства Азербайджана. Надеясь на выполнение Москвой обязательств по договору об аренде, заключенному в 2002 году сроком на 10 лет, мы не видим пока причин и оснований обсуждать вопрос об изменении условий ее функционирования.
– Как, по-вашему, в 2006 году удастся сдвинуть с мертвой точки решение нагорнокарабахской проблемы? Некоторые источники даже утверждают, что уже есть некий новый план урегулирования, своего рода «дорожная карта» для Карабаха. Что это за план?
– Армяно-азербайджанский нагорнокарабахский конфликт, с моей точки зрения, не просто отсутствие взаимоотношений между двумя соседними государствами, одно из которых оккупировало 20% территории другого, осуществило этнические чистки, изгнало коренное население, испокон веков проживавшее на этих землях. В результате конфликта в стране с населением в 8 млн. человек образовалась миллионная армия беженцев. Сила оружия не дает права на изменение международно признанных границ и нарушение территориальной целостности государства.
Мы приветствуем усилившееся в последнее время внимание мировой общественности к этой нерешенной проблеме, в частности – посреднические усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в число которых входит и Россия. Идут, хотя и не без проблем, переговоры между президентами и министрами иностранных дел Азербайджана и Армении. Это дает нам основание говорить, что в 2006 году стороны могут перейти от этапа обсуждений к фазе принятия решений по базовым принципам урегулирования.
Сейчас мы ведем переговоры по целому набору из 8–10 компонентов, в число которых входят освобождение оккупированных Арменией районов Азербайджана, разминирование территории, возвращение изгнанного населения, восстановление транспортных коммуникаций и т.д. Затем, после возвращения изгнанного неармянского населения самого Нагорного Карабаха и обеспечения безопасности жителей региона, станет возможным открытое, демократическое и законное решение вопроса о его статусе в рамках норм и принципов международного права и на основе действующей Конституции Азербайджана.
Баку