Нефтяной бум в Азербайджане не принес рядовым гражданам долгожданного изобилия.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
В самом начале постсоветской независимости Азербайджан надеялся на собственные немалые запасы нефти. Ссылаясь на страны Персидского залива, политические лидеры сулили Азербайджану будущее «каспийского Кувейта». Но спустя 13 лет к аравийским стандартам жизни приблизился здесь лишь иностранный персонал нефтяных компаний. А сотрудники-азербайджанцы, получив престижную работу в иностранной фирме, все чаще чувствуют себя на родине гражданами второго сорта.
Неделю назад по стране прокатилась волна забастовок работников иностранных компаний, выполняющих заказы Азербайджанской международной операционной компании, занятой освоением морских месторождений «Азери», «Чираг» и «Гюнешли». Особенно громкий резонанс получила забастовка рабочих компании «МакДермотт Каспиан Контракторз Инк.» (МККИ). 2 тыс. рабочих выступили против решения руководства компании повысить с 1 октября зарплату иностранным специалистам на 17%, а азербайджанским – понизить аж на 50%. Обнаружились и другие факты дискриминации местных сотрудников. Причем происходит это практически во всех иностранных компаниях, получающих многомиллионные прибыли от дележа азербайджанского нефтяного пирога.
Сложившуюся ситуацию прокомментировала председатель Комитета по защите прав нефтяников Мирвари Гахраманлы: «Сегодня иностранный монтажник получает в МККИ 5–6 тысяч долларов в месяц, тогда как азербайджанцам за аналогичную работу выплачивают 500–600 долларов. Такелажники из Индии получают 2800 долларов, а наши – 250–300. Как не протестовать против такой несправедливости?»
Правозащитница приводит и другие факты. По ее словам, труд супервайзера-индуса компания оценивает в 5–7 тыс. долл. в месяц, а его азербайджанского коллеги – всего в 500–600 долл. Наконец, зарплата иностранного суперинтенданта составляет в месяц 25–30 тыс. долл., а азербайджанца, если ему посчастливится занять этот пост, – 1,8–2 тыс. Кроме того, индусам, пакистанцам и прочим иностранным работникам в МККИ каждый месяц помимо зарплаты выдается 800 долл. на аренду жилья и 500 долл. на питание. «Вот такие привилегии дают у нас иностранцам, – сказала Гахраманлы. – А права наших специалистов в иностранных компаниях ущемляются».
Однако винить во всем этом лишь иностранные компании было бы несправедливо, считает Сабит Багиров – бывший президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНАКР), а ныне руководитель Центра экономических и политических исследований. «Если говорить только о размере окладов, то наши рабочие должны предъявлять претензии не менеджерам иностранных компаний», – утверждает эксперт. По его мнению, они должны быть адресованы правительству Азербайджана, которое сознательно добивалось, чтобы одна и та же работа в рамках нефтяного контракта оплачивалась местному работнику иностранной компании не выше, чем в ГНКАР.
«Правительство объясняет, что зарплаты на нашем рынке труда низкие. Но в таком случае надо признать, что в Азербайджане два рынка труда: один – для местных специалистов, другой – для иностранцев», – недоумевает Багиров. По его словам, даже в бывшем СССР сегодня трудно найти страну, где местный специалист получал бы за ту же работу в десять раз меньше, чем приезжий.
По мнению некоторых аналитиков, в нормальных экономических условиях иностранные компании вряд ли могут позволить себе роскошь приглашать дорогостоящую рабочую силу из третьих стран, когда на местном рынке стоимость наемного труда почти в 6–10 раз ниже. Но в Азербайджане свои реалии. В середине 90-х, когда Азербайджан переживал самый трудный период своей постсоветской истории, приход иностранных компаний в страну воспринимался как единственное спасение. Поэтому при заключении контрактов иностранцы выбили для себя неимоверные привилегии в сфере налогообложения и таможенных сборов. Но, пожалуй, главным преимуществом иностранных нефтяных компаний стало почти бесконтрольное манипулирование затратной составляющей контрактов. В том числе – привлечением рабочей силы из третьих стран, которое позволяет иностранцам выкачивать из Азербайджана больше нефти. Это положение закреплено в контракте между АМОК и правительством Азербайджана, согласно которому затраты компаний возмещаются добываемой нефтью.
В такой ситуации иностранным компаниям глубоко безразлично, кого нанимать, поскольку все это оплачивается за счет азербайджанской нефти.
Нынешняя забастовка рабочих в МККИ перекинулась также на «Бош Шельф» и другие иностранные компании, выполняющие заказы АМОК. Во избежание срыва графика работ руководство МККИ пошло на уступки. В результате с декабря азербайджанские рабочие компании добились 20-процентного повышения зарплаты. Им также обещано, что с января можно ожидать надбавки еще на 12%. Причем все эти нововведения коснутся сотрудников всех компаний, являющихся подрядчиками АМОК. Но это иностранцев не огорчает – за счет этих затрат они получат еще больше нефти.
═
Баку
═
Из досье «НГ»
В рамках заключенных с АМОК контрактов МККИ осуществляет строительство соединенных палуб для проектов Фаза-1, Фаза-2 и Фаза-3 по освоению месторождений «Азери», «Чираг» и глубоководной части месторождения «Гюнешли» (АЧГ), расположенных в азербайджанском секторе Каспийского моря, и прокладку подводных трубопроводов. Компания также выполняет подрядные работы, предусматривающие проектирование, снабжение, производство, подготовку к рытью траншей, исполнение монтажных и предэксплуатационных работ по трем подводным трубопроводам протяженностью 92 км, которые будут проложены компанией BP «Шахдениз Эксплорейшен ЛТД.» от платформы «Альфа» на месторождении «Шахдениз» до Сангачальского терминала неподалеку от Баку.