Война 1992 года в Приднестровье может повториться.
Фото Дмитрия Борко (НГ-фото)
Последнее заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Любляне, на котором так и не была принята итоговая декларация, еще раз высветило все углубляющееся противоречие между Москвой и остальной частью Европы во взглядах на урегулирование приднестровского конфликта. Государства ОБСЕ и НАТО требуют вывода из региона российских войск. Их присутствие там якобы противоречит Стамбульским договоренностям, по которым Москва должна была сделать это еще в 2002 году. Как заявил министр иностранных дел и евроинтеграции Молдавии Андрей Стратан, «мы проинформировали ОБСЕ, что ситуация в зоне безопасности приднестровского конфликта остается напряженной из-за неэффективности механизма по поддержанию мира. В связи с этим руководство Молдавии высказывается за интернационализацию миротворческой миссии под мандатом ОБСЕ».
Словно отвечая на призывы молдавского министра, страны НАТО сделали в Любляне специальное заявление, в котором выразили сожаление в связи с отсутствием прогресса в решении проблемы вывода российских военных из Молдавии и призвали Россию возобновить и завершить в кратчайшие сроки процесс вывода войск из республики.
Правда, в Москве и Тирасполе данные пассажи Кишинева и Запада почти не воспринимаются. Глава российского МИДа также обвинил НАТО и ОБСЕ в невыполнению подписанного в Стамбуле адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе, что при определенных условиях усиливает милитаризацию и бесконтрольность в государствах Балтии, которые, как известно, не подписали Стамбульские соглашения. Россияне отказываются выводить из Приднестровья войска и вывозить боеприпасы, так как этому препятствуют власти непризнанной республики. При этом сам Тирасполь ни много ни мало заявил о готовности выхода из переговорного процесса с Молдавией о построении общего государства. Это было заявлено в Верховном совете ПМР на заседании профильной комиссии по внешней политике и международным связям. Парламентарии предложили денонсировать постановление Верховного совета Приднестровья «Об образовании Молдавской Конфедерации», которое было принято в 1993 году, а также ряд других документов, закрепляющих основы государственно-правовых отношений между Приднестровьем и Молдавией, – таких как конфедерация, федерация и общее государство. Кроме того, депутаты постановили, что разработка конкретной модели государственно-правовых отношений Приднестровья и Молдавии должна базироваться на результатах всеобщего референдума. В ближайшее время инициативу проведения плебисцита по вопросам взаимоотношений с Молдавией и развития Приднестровья обсудят местные советы. Итог можно предсказать – население МПР поддержит свой Верховный совет.
Эксперты не исключают, что официально Тирасполь откажется вести переговоры с Молдавией уже до конца 2005 года. Наблюдатели считают, что тем самым Тирасполь предлагает решить проблему по косовскому сценарию. Этот сценарий, направленный на раздробление Югославии и образование самостоятельного государства Косово, как известно, поддерживается странами Североатлантического альянса. Но вот вопрос: поддержат ли позицию ПМР в Европе? Скорее всего нет.
Хотя выход Тирасполя из переговорного процесса наблюдатели рассматривают как вполне реалистичный. Но как в этом случае поведет себя Москва и насколько возможно здесь решение конфликта вооруженным путем с участием Кишинева и стран НАТО, которые сейчас во всем поддерживают нынешнее молдавское руководство в его стремлении бороться с сепаратистами?
Как считает бывший командующий дислоцированной в Приднестровье 14-й армии генерал-лейтенант Юрий Неткачев (он командовал ею в 1992 году), силовой вариант решения приднестровской проблемы вполне возможен, но только в том случае, если будет нейтрализован российский миротворческий контингент в ПМР. Это можно сделать чисто политическими средствами, как этого добиваются всевозможными заявлениями Кишинев и НАТО. А также реальным свертыванием миротворческой операции и трансформацией ее по косовскому сценарию под эгидой НАТО.
С другой стороны, нельзя исключать и реальную военную интервенцию Молдавии на территорию ПМР. Для этого Кишинев должен нарастить свою боевую мощь, что мы сейчас и наблюдаем. Этому способствует укрепление оборонного потенциала Румынии и размещение на ее территории баз НАТО. Как известно, стратеги из Бухареста давно готовы поддержать интервенцию ПМР, как это уже случилось в 1992 году. К тому же у Молдавии кроме декларативных устремлений имеется определенный военный потенциал. По словам Юрия Неткачева, у молдован имеются установки реактивных систем залпового огня – 24 единицы, дивизион тяжелых минометов «Пион» (они могут стрелять ядерными боеприпасами), противотанковый полк – 54 единицы (пушки «Рапира»). На базе хранения под Кишиневом имеется также 220 бронетранспортеров (МТЛБ) и около 12 тыс. единиц стрелкового оружия с соответствующим инженерным комплектом и другое вооружение. В 1993 году после вывода личного состава парашютно-десантного полка из молдавской столицы там осталось около 120 боевых машин десанта (БМД-1). По словам министра госбезопасности ПМР Владимира Антюфеева, «из окружения Воронина нами получена информация о том, что на встрече министра обороны Румынии Теодора Анастасиу с президентом Молдавии, состоявшейся 21 июня 2005 года, были рассмотрены вопросы поставок Кишиневу румынского вооружения и боеприпасов в 2005–2006 годах и оказания военной помощи Молдавии в случае проведения вооруженных операций против ПМР». Он считает, что подготовительные мероприятия к вооруженному конфликту Кишинев уже организует. Так, по данным приднестровского МГБ, в день «икс» 2-я рота миротворческих сил Молдавии, предназначенная только для выполнения задач миротворческой миссии, в случае начала боевых действий выйдет из подчинения Объединенного военного командования миротворческих сил и будет выполнять приказы молдавского Минобороны.
Как считает генерал Неткачев, исход подобной интервенции зависит от позиции Москвы. Если российские миротворцы будут выполнять свою задачу при поддержке политиков, военного конфликта можно будет избежать. Но при интернационализации миротворческого контингента не исключено «принуждение» Тирасполя к переговорному процессу и мягкая смена руководителей непризнанной республики по оранжевому сценарию. В этом случае возможен вариант, когда независимость ПМР прекратится де-факто.